Профсоюзы по-французски
Профсоюзы по-французски
24 ноября в школе №162 состоялся круглый стол профсоюзных объединений образовательных учреждений.
В этот день представители профсоюзов школ и детских садов района встретились со своими коллегами: Людмилой Черкашиной из областного профсоюза работников народного образования и науки, председателем профкома школы Ольгой Прохоровой и Игорем Васильевым, директором фехтовального клуба «Виктория» и председателем профсоюза работников образования нашего района. Главным же гостем встречи стал Робер Просперини – председатель профсоюза инспекторов министерства образования Франции, председатель ассоциации «Национальный союз Франция-Россия-СНГ».
Идея интернационального обмена опытом родилась около года назад и была реализована во многом благодаря постоянным контактам 162-й школы с образовательными учреждениями Европы.
– В рамках форума Интерра-2010 представители профсоюзных организаций из Германии и Франции, с которыми сотрудничает наша школа, встретились с учителями в областном профсоюзе работников образования и науки, – рассказала директор школы Анна Леонтьева. – Мы обменялись мнениями, изучили исторический опыт работы профсоюзов и увидели, что есть темы для дальнейших обсуждений. Как директор образовательного учреждения я вижу, что часто роль профсоюзов расценивается достаточно узко. Профсоюз – это не только льготные путевки, но в первую очередь – особая культура отстаивания своих интересов.
Специально для этой встречи Робер Просперини подготовил доклад, посвященный истории и развитию профсоюзного движения работников образования во Франции. Как правило, наши знания о французских профсоюзах исчерпываются забастовками лионских ткачей, а между тем их история оказалась непростой и очень интересной. Профессиональные объединения несколько раз оказывались под запретом, например после Великой французской революции или во время Второй мировой войны. Интересно, что в одну организацию работникам образования объединиться долгое время не удавалось – мешали различные политические взгляды и убеждения. Сегодня во Франции существует множество небольших профсоюзных организаций, например, профсоюз учителей начальных классов или учителей физкультуры, которые, в свою очередь, входят в состав больших союзов. Такая разобщенность не мешает педагогам в случае необходимости организовать массовую забастовку на национальном уровне – в отстаивании принципиально важных моментов французы проявляют редкое единодушие. Условия работы учителей должны быть одинаково хорошими – и неважно, идет речь о столице или небольшой школе в глухой провинции.
Вопросы, заданные Роберу Просперини, были самыми разнообразными, однако больше всего наших профсоюзных лидеров интересовал выход на пенсию по-французски. Оказалось, что пенсионный возраст достаточно велик – 62 года, и одинаков для мужчин и женщин: сказываются плоды эмансипации. И, кстати, сильный пол во французской школе вовсе не редкость, даже среди педагогов начальных классов.
Логопедов из детских садов района заинтересовал опыт французских коллег. Как выяснилось, «логопедические» профсоюзы во Франции пока не появились, да и профессия в целом большой популярностью не пользуется. Если ребенку нужна помощь, его родители обратятся к частному специалисту. Так что присутствие логопеда в каждом детском садике – безусловный плюс российского образования.
По окончании круглого стола Анна Леонтьева рассказала, что этим летом два педагога из 162-й школы прошли стажировку во Франции, и сотрудничество будет продолжено. Есть идея организовать и специальную поездку работников профсоюза для обмена опытом. В заключение был подписан договор между профсоюзом школы №162 и их французскими коллегами о сотрудничестве, взаимодействии, оказании консультативной помощи и культурном обмене.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Фото автора
Комментарии