Проблемы финансирования школ
Проблемы финансирования школ
Проблемы финансирования школ
Основные декларируемые завоевания советского строя – бесплатное образование и бесплатная медицинская помощь – уходят в прошлое. Каждому из нас все чаще приходится доставать кошелек и отдавать свои кровные за то, что совсем недавно действительно было бесплатным. Особенно часто это приходится делать родителям, дети которых учатся или посещают детсад.
Согласно п. 3 ст. 5 «Закона об образовании» «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». Однако же в этом самом документе п. 8 ст. 41 разрешает образовательным учреждениям «...привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе валютные средства... а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц». Другими словами, государство, декларируя бесплатность образования, разрешает директорам школ и заведующим детскими дошкольными учреждениями привлекать дополнительно финансовые средства, этим самым признавая недостаточным бюджетное финансирование.
На самом деле, как сообщил начальник Управления образования Администрации Советского района Андрей Николаевич Головнин: «Основным источником финансирования муниципального образовательного учреждения (МОУ) являются средства из муниципального бюджета. Второй источник – платная деятельность ОУ, которые согласно уставу имеют право осуществлять деятельность, выходящую за рамки учебных программ, направленную на развитие детей. Третий, не менее важный источник, вызывающий многочисленные споры и дискуссии, – это денежные средства родителей, спонсоров и пожертвования граждан. Соотношение в финансировании ОУ примерно следующее: 94-95% – бюджетное финансирование, 1% – платные услуги и порядка 5% – привлеченные, в том числе родительские, средства».
Как утверждают многие директора школ, бюджетное финансирование фактически полностью уходит на зарплату, оплату коммунальных услуг, налоговые отчисления и отчисления в Пенсионный фонд. На развитие материальной базы школы, ремонт, приобретение инвентаря не остается ни копейки. И если появляется необходимость ремонта каких-либо школьных помещений, директора отправляют заявки в Управление образования мэрии, но средства на ремонт так и не выделяются. Кроме того, тяжким грузом на школьном бюджете висят пени и штрафы, проблему погашения которых Управление образования в настоящее время решить не может. Именно поэтому, руководствуясь вышеупомянутым п. 8 ст. 41 «Закона об образовании», а также своим уставом, школы начали привлекать средства родителей на решение конкретных школьных проблем: организацию оплаты услуг лицензированных охранных агентств, ремонт классов, приобретение мебели, оргтехники и т.д. Например, в одной из школ района в среднем за год общая сумма привлеченных средств составила 180 тыс. руб., а в другой – 360 тыс. руб. Стоит отметить, что во втором случае важной статьей расходов был ремонт школьных помещений.
Многие родители не всегда соглашались с необходимостью оказания «спонсорской» помощи и очень часто задавались вопросом о необходимости получения информации по расходованию родительских взносов. И в 2001 году Управление образования мэрии издало приказ №320 «Об упорядочении использования привлеченных средств в образовательных учреждениях г. Новосибирска». Признавая нарушения законодательства об образовании (нарушение принципов добровольности, противоправные решения об обязательной «спонсорской» помощи), Управление утвердило порядок использования привлеченных средств и организацию в МОУ фонда содействия и поддержки, попечительского совета (ПС). И в настоящее время во всех школах района созданы и действуют ПС.
Тем не менее, вопросы родителей о расходовании привлеченных средств зачастую остаются без ответа, тем самым вызывая их возмущение. Головнин, соглашаясь с тем, что очень часто информацию о расходах не доводят до родителей, утверждает: «Школы и ПС обязаны ежегодно отчитываться перед родителями о результатах своей деятельности. Формы отчета могут быть разными: общешкольное родительское собрание, собрания родителей по классам. Рекомендуется размещение в общедоступном месте информации о сумме привлеченных средств и о том, как они расходовались (могу засвидетельствовать, что, например, в гимназии №3, где я побывал, такая информация размещается. – В. М.). Самой легитимной формой является договор пожертвования, который всегда соблюдает принцип добровольности». Также Андрей Николаевич настоятельно рекомендует родителям ознакомиться с уставом школы, в которой обучаются их дети. Так, в уставе одной из школ записано, что родители (законные представители) обязаны «...посильно помогать школе в создании материальной базы и проведении текущего ремонта».
Итак, школам, конечно, необходима финансовая помощь, которую, кроме родителей, по большому счету, никто оказывать не будет. На мой взгляд, для решения этой проблемы нужен совершенно другой подход, который позволит родителям добровольно делать необременительные для них взносы (надеюсь, читатели согласятся, что для одних родителей необременительными окажутся 1000 руб. в месяц, а для других – 10 руб.). Возможно, целесообразно в начале каждого учебного года предлагать родителям заполнить анкету, в которой обязательным будет пункт «Готовы ли вы оказывать школе материальную помощь?». И в случае положительного ответа предлагать самим родителям указать сумму, которую они готовы ежемесячно уплачивать. Мне кажется, такой подход снимет многие вопросы, связанные с финансированием деятельности школ.
В. Мусиенко.
Комментарии