Причастие к вечному
Причастие к вечному
Концерты камерного оркестра ДК «Академия» не разочаровывают даже самых взыскательных слушателей, а репертуар радует разнообразием – от Баха и Моцарта до Таривердиева. Для учащихся музыкальных школ выступления с оркестром становятся значимым событием.
Время создания коллектива совпало с началом развития Академгородка. Основали его 47 лет назад музыканты-любители из числа научных сотрудников, приехавших из Москвы и Ленинграда. В разные периоды оркестром руководили известные профессиональные дирижеры, дольше всех – Илья Акимович Зайдентрегер. В 2000 году коллектив возглавил Борис Павлович Тростянский.
ЛЮБИТЬ СВОЕ ДЕЛО
Выпускник Новосибирской государственной консерватории, заслуженный работник культуры РФ Борис Тростянский известен как замечательный педагог. Свою преподавательскую деятельность начал в Прокопьевском музыкальном училище, откуда большинство его студентов поступили в музыкальные вузы. Переехав в Новосибирск, он вот уже 30 лет учит детей в ДШИ №7 им. Новикова. Воспитанники Бориса Павловича часто занимали призовые места на городских и зональных конкурсах юных скрипачей. Не отрицая значения природных задатков, Тростянский разработал методику, оптимизирующую занятия, – ведь скрипка считается самым трудным музыкальным инструментом. Наиболее полно талант Тростянского-педагога проявился в Тростянском-ученике. Лучшим своим воспитанником Борис Павлович считает сына Александра.
Поначалу родители-скрипачи решили, что в семье должен появиться и пианист. Но судьба распорядилась иначе. Уже спустя год, после того как отец начал домашние занятия с сыном, Саша Тростянский стал вторым на конкурсе скрипачей, уступив только представителю другой музыкальной династии – Максиму Венгерову.
«Учитель – не мучитель», – так называл Саша своего первого наставника.
Сейчас Александр Борисович Тростянский – доцент Московской консерватории, лауреат престижных международных конкурсов. Интересно ли профессионалу работать с любителями? Ответ для Бориса Павловича очевиден:
– Это продолжение работы в школе, одна линия. Ведь и там я занимаюсь с непрофессионалами и вижу свою основную задачу в подготовке учеников к игре в самодеятельных ансамблях и оркестрах. Я не дирижер в строгом значении этого слова, а руководитель, способный создавать репертуар в зависимости от нестандартного состава коллектива, для которого нет готовых партитур. Сам делаю оркестровки, исходя из возможностей каждого участника. В коллективе есть и те, кто играет на профессиональном уровне, и музыканты с более скромной подготовкой. Находя контакт с каждым, нужно организовать работу так, чтобы за минимум времени (репетиции идут всего два часа в неделю, а дома почти никто не занимается) представить достойный уровень программы. Это как раз моя «ниша», любимое дело. Я рад, что встречаю благодарный отклик.
БЕЗ МУЗЫКИ НЕЛЬЗЯ
Искусство музыкантов не раз высоко оценивалось на смотрах различных уровней. В прошлом году на Международном фестивале «Пульс вечности» оркестр получил диплом лауреата 1-й степени.
Основа оркестра – струнники. Также есть небольшая группа духовиков и пианистка. Играют сотрудники академических институтов, преподаватели НГУ и ДМШ, студенты, аспиранты и учащиеся. Есть желание музицировать – добро пожаловать! Недостаточно умения – растите вместе с нами. Таковы условия приема. В коллективе есть свои ветераны. Игорь Волков и Эмилия Синявская здесь со дня основания. Но и другие музыканты имеют достаточно солидный стаж.
Елена Войтишек – преподаватель НГУ. В будние дни – научная и административная работа (она заведует кафедрой востоковедения), а в выходной у виолончелистки оркестра репетиция или концерт.
– Музыка занимает время, но не отнимает сил, наоборот, дает. Конечно, иногда в воскресное утро хочется подольше поваляться в кровати с книжкой. Но, еще учась в музыкальной школе, я привыкла к самоорганизации. Теперь это уже стиль жизни. А в оркестре я, страшно подумать, – с 77-го года!
Не менее занятой человек начальник отдела Института прикладной физики Олег Бекешев в студенчестве занимался в скрипичном ансамбле Михаила Блама. Когда получил распределение в Академгородок, ездить в город на репетиции стало проблематично, а без музыки уже было нельзя. С тех пор 25 лет Олег Степанович играет в оркестре ДК «Академия».
– Ощущаю потребность в занятиях музыкой. Это как сон, дыхание, пища. К тому же два раза в год происходит прекрасное событие – большой концерт. Приглашаю всех родственников, друзей, знакомых. Музыка – мой им подарок.
А Елена Войтишек считает, что хорошую музыку можно не только подарить, но и повысить ее исполнением статус мероприятия, как это было на десятилетнем юбилее ее кафедры в НГУ, где оркестранты сыграли популярные классические произведения.
– В музыке, как и во всем, есть модные течения, и есть то, что – навеки, – заключает Борис Тростянский. – Думаю, и для музыкантов, и для слушателей время, проведенное в общении с классикой, – это часы гармонии, равновесия, которые необходимы среди жизненной суеты и трудностей.
Слушающие классику не с дисков, а в живом исполнении знают, какой величественной аурой наполняется при этом зал, появляется ощущение причастности к вечности. Наверное, поэтому на протяжении долгих лет коллектив не только не теряет постоянных слушателей, но и приобретает новых – тех, что ищут гармонии, радости, красоты.
Ирина ЛЕВКОВСКАЯ
Комментарии