Предмет исследования – родная речь
Предмет исследования – родная речь
Предмет исследования – родная речь «И откуда вы этого набрались? Родители вроде приличные люди!» – возмущаются многие взрослые, услышав из уст подростка то непристойные, то абсолютно непонятные для них выражения. Этим же вопросом задались двое семиклассников из школы №61, принявшие участие в школьной научно-практической конференции.>>>
«И откуда вы этого набрались? Родители вроде приличные люди!» – возмущаются многие взрослые, услышав из уст подростка то непристойные, то абсолютно непонятные для них выражения. Этим же вопросом задались двое семиклассников из школы №61, принявшие участие в школьной научно-практической конференции.
Молодые исследователи в области языкознания решили с помощью опроса своих сверстников попытаться составить представление о том, за счет чего пополняется активный словарный запас современной молодежи. Помогла им в этом учитель русского языка и литературы Светлана Владимировна Прохорова.
Познакомившись с исследованиями калининградских лингвистов 1979 года, Светлана Иванова и Евгений Жарков узнали, что резкие скачки при увеличении словарного запаса наблюдаются от 7-го к 8-му классу и от 10-го к 11-му. Причем у семиклассников обогащение словарного запаса протекает более интенсивно (270-300 слов в год).
Для выявления источников, из которых подростки заимствуют эти слова, исследователи провели анкетирование школьников и изучили формуляры школьной библиотеки.
Полученные результаты впечатляют не только авторов работы, но и учителей, родителей, ознакомленных с ее содержанием. Пальма первенства по обогащению речи семиклассников была отдана телевидению, второе место занимает общение с друзьями, совсем немногие указали книги и учебники.
Проведя расширенные исследования лидирующего источника, Светлана и Евгений пришли к довольно печальным выводам. Из множества каналов и транслирующихся по ним программ молодежь уверенно выбирает юмористические телепередачи. Например, «Наша Russia» и «Комеди клаб». Неплохой рейтинг у сериалов («Счастливы вместе») и реалити-шоу («Дом-2» и «Интуиция»). Далее, по убывающей, идут музыкальные и компьютерные телепередачи, мультфильмы, викторины, новости и спорт.
Решив проанализировать качество всего вышеназванного, упираешься взглядом в «богатый» русским языком мультик «Том и Джерри». Спасибо дядюшке Диснею! И как бы мы без него жили? Речь современных спортивных комментаторов едва ли способствует заимствованию новых литературных оборотов, ведь не напрасно она источник вдохновения для юмористов. Телевикторина «Кто умнее пятиклассника?» в плане «обогащения» хороша разве что для средней группы детского сада.
Итак, постепенно подбираемся к лидерам. Шоу «Дом-2» многие переименовали в «Дурдом-2» неспроста. Поведение и образ жизни его участников напоминает картинку из жизни психбольницы, а их словарному запасу не позавидовала бы даже ильфовская Эллочка-людоедка. Остались наши общепризнанные «мэтры». Специалисты Ровшан и Джамшуд с их незабвенными «подколодниками». Нетрадиционный фрезеровщик Дулин, говорящий на диалекте, неизвестном даже в его «родном» Челябинске. Гений чистой красоты – Света Букина с ее «хлебобублочными изделиями». Воистину это достойное наследие Пушкина и Лермонтова. О вечно матерящихся героях комедийного клуба лучше просто промолчать. Так будет культурнее. Да, детям есть у кого учиться!
Итоги работы с библиотечными формулярами также оказались неутешительными: из 48 семиклассников услугами школьной библиотеки в этом учебном году пользовались только 25. Из них 15 человек прочитали по одной книге и еще 10 – по две.
Как ни странно, сами школьники считают свою речь яркой и разнообразной. Совсем другого мнения придерживается завуч школы Ирина Викторовна Харитонова, которая отмечает у них затруднения в речи, особенно монологической, связывая это с бедностью словарного запаса.
Замечательно, что участники конференции разработали такую интересную и важную тему, которая день ото дня становится все актуальнее. Хочется поблагодарить юных исследователей и их рецензента за предоставленные материалы и пожелать им дальнейших творческих успехов. А всем остальным: и маленьким, и взрослым – полезно задуматься над тем, откуда приходят в его лексикон новые слова и какого они качества.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии