Полвека дарят новые надежды
Полвека дарят новые надежды
Есть дети, которым по состоянию здоровья, в силу психических особенностей сложно учиться в общеобразовательном учреждении. Специальная вспомогательная школа №5 уже полвека даёт таким ребятам знания и навыки, которые позволят им полноценно реализоваться в современной жизни.
Истоки
Опыт работы по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья начал складываться в нашем районе ещё в начале 60-х. Сначала открывались отдельные классы начального и среднего звена. В 1965 году все они были сведены в одном здании на Шлюзе. Так появилась специальная вспомогательная школа №5.
Главной задачей первых руководителей А. Беляковой и И. Третьякова стало формирование педколлектива. Они и молодые специалисты, выпускники дефектологического факультета МГПИ им. Ленина А. Афанасьев, Н. Афанасьева, А. Нагорных и заложили основы специальной коррекционной педагогики в школе, которая принимала детей со всего района, а по желанию родителей – даже из Бердска и ближайших поселений.
Новое дыхание 5-я получила с приходом опытных руководителей З. Богомоловой и О. Кабановой, возглавлявших школу с 1982 по 2003 годы. В это время были реконструированы столовая, библиотека, учебные мастерские, созданы кабинеты логопедии, профильные аудитории. Школа стала базой для отработки методик Новосибирского института повышения квалификации, учителей специальных образовательных учреждений всей области. Наши педагоги проводили открытые уроки, внеклассные занятия для слушателей курсов повышения квалификации, студентов пединститута по соответствующей специализации.
Школа неоднократно меняла свой статус. В начале 90-х годов началось углублённое внедрение предметов эстетического цикла, которые мы считаем важнейшими для наших детей, и получила название «Новые надежды». В те годы 5-я была награждена большой и малой золотыми медалями Сибирской ярмарки.
В 2003-м директором стала Я. Ушакова. Со своими заместителями Н. Газенбуш, О. Романовой, Р. Шатровой она уделяет много внимания созданию и поддержанию комфортной среды: приобретаются современные средства обучения, организовано бесплатное питание детей, налажен быт для педагогов.
Навстречу миру
В школе налажено медицинское обслуживание, работает психолог, логопед, специалисты дефектологи, опытные учителя. Однако важнейшая составляющая обучения детей – их адаптация, подготовка к овладению профессией, осознанию самого себя нужным и полезным в жизни семьи и общества. Эти задачи помогает решать специальный коррекционный предмет «социально-бытовая ориентировка» (педагог В. Дечко), где ребята приобретают навыки ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, здорового образа жизни, учатся шить, заполнять деловые документы.
Проводятся и уроки труда, где ученики осваивают азы швейного, обувного, столярного, поварского дела, что пригодится им и в быту, а многим – и в будущей профессии. В. Харитонова уже 15 лет ведёт этот предмет, а до неё ребят учили мастерству бывшие учителя трудового обучения, ветераны Л. Захарова, П. Бондарь, В. Яркин, Т. Шарипова, Л. Халтурина.
Во второй половине дня у нас традиционно работают группы продленного дня, неизменным воспитателем в которых более 30 лет работает С. Майер.
Включить наших детей в социум помогает знакомство с внешним миром за пределами семьи и школы. Организуются экскурсии в музеи и на предприятия района и города, в зоопарк, дельфинарий, планетарий, посещение детских кружков и выставочных залов. Проводятся выезды в профессиональные училища Советского района и Бердска.
Широкий выбор
У наших педагогов много возможностей творчески решать учебно-воспитательные задачи. Есть выбор и у ребят: хочешь – участвуй в спортивных соревнованиях, хочешь – в смотрах-конкурсах, фестивалях, школьных праздниках или олимпиадах. Наша команда в нынешнем и прошлом году заняла два первых места в математическом турнире среди учащихся коррекционных школ города и области (под руководством А. Ефимкиной и Т. Прищеповой). Таких же успехов уже четвёртый год подряд добиваются в олимпиаде по русскому языку. В празднике книгочеев в номинации «Конкурс чтецов» учащийся 9 класса занял первое место по области, а в номинации «Мой любимый литературный герой» наши дети (под руководством С. Смирновой) стали лауреатами городского и областного конкурсов. У нас первое место и в соревновании по географии (учитель Р. Фокина).
Преподаватели физкультуры Л. Седых, Г. Фролов, С. Пучков сумели приобщить ребятишек к занятиям доступными им видами физических упражнений. Дети охотно проводят время на спортивной площадке в летнем лагере при школе, принимают участие в мероприятиях ЦДО «Солнечный».
Ребята посещают школьные творческие студии: танцевальную «Радость», хоровую «Соловушка» и прикладную «Академия творчества». В 5-й делается всё, чтобы сделать жизнь подростков увлекательной. Ведь сочетание хорошо организованного учебного процесса с воспитательной работой в нашей школе, может быть, гораздо важнее, чем в других образовательных учреждениях.
В дни празднования 70-летия Великой Победы наши ученики выступили с литературной композицией перед ветеранами войны и педагогического труда, тружениками тыла в музее «Истории развития образования Советского района». Все были приятно удивлены, ведь ребята никогда раньше не выходили на сцену, не заучивали наизусть большие тексты, не выступали перед такой представительной аудиторией.
Это огромный успех, ведь многие дети поступают к нам с большими трудностями даже со счётом, письмом, пересказом, нарушениями в разговорной речи. Учителя не просто справляются с ними, им удаётся закрепить результат, превратить его в привычку, поступок, в норму поведения. Колоссальный опыт накопили наши ветераны – учителя начальных классов Г. Башкатова, С. Чистякова, В. Максимова, русского языка и литературы Е. Артеменко, И. Говоруха, Н. Краско, Н. Василенок, Р. Санникова, Г. Якушева, преподаватели математики А. Нагорных, В. Наземцева, А. Афанасьев, А. Ефимкина и другие.
С учителями заодно
Более эффективно проходит процесс коррекции всех сторон жизни ребёнка, его направленная адаптация в том случае, когда навстречу усилиям учителя, классного руководителя, других специалистов школы идёт семья. Это не всегда получается, но когда родители прислушиваются к рекомендациям психологов, психоневрологов, педагогов и своевременно принимают решение об обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе, активно включаются в воспитание своего ребёнка, там результат налицо.
Спасибо всем ветеранам, работникам школы, нашим молодым специалистам за их неоценимый вклад в обучение и воспитание детей, так нуждающихся в особом внимании, заботе и милосердии. Поздравляю учителей, детей и их родителей, выпускников с 50-летием школы. Желаю всем здоровья, семейного благополучия, профессиональных успехов, вдохновенных открытий и новых надежд! И напоминаю, что празднование юбилея состоится в школе 29 октября.
Светлана СМИРНОВА, учитель школы №5, ветеран труда
Комментарии