Полет длиною в 15 лет
Полет длиною в 15 лет
Кавалер ордена Красной Звезды, летчик 1-го класса, подполковник запаса Валерий Михайлович Джафаров более 15 лет отдал службе в военно- воздушных силах России. Боевой пилот-вертолетчик, мужественный и бесстрашный человек, прошедший Афганистан и Чернобыль, он уже много лет занимается сугубо мирным делом – руководит небольшой, но успешной мясоперерабатывающей фирмой.
ЖАРКОЕ НЕБО КАБУЛА
А все начиналось с новосибирского аэроклуба, что на улице Крылова, 24. Приехав в наш город из солнечного Баку, пятнадцатилетний Валерий обосновался у служившего здесь брата Николая. Работал в речпорту береговым матросом и хотел быть летчиком. И вот мечта стала сбываться: на аэродроме в Бердске впервые прыгнул с парашютом, а вскоре с замиранием сердца сел в кабину учебного вертолета. – Отец у меня азербайджанец, фронтовик, мать русская, так что семья у нас интернациональная, – рассказывает Валерий Михайлович. – Окончив Сызранское вертолетное училище, три года я прослужил в Германии. А в июне 1984 года нашу эскадрилью в составе двадцати МИ-24, неплохо адаптированную в Узбекистане к жаркому климату и полетам в горах, перебросили в Кабул. Советскому присутствию в Афганистане уже исполнилось пять лет, но и нам, новичкам, хватило хлебнуть пороху. Первый военный месяц показался Валерию самым тоскливым и тяжелым. Но постепенно привыкали к жаре и ночному холоду, к низкому афганскому небу и плохому питанию. Эскадрилья базировалась на аэродроме наводненной войсками афганской столицы, и снабжение продуктами в этом «проходном дворе» оставляло желать лучшего. Постепенно выход из ситуации нашелся: летчикам периодически был положен отдых в профилактории, в это время они попросту удирали домой. Валерий трижды летал к семье в Новосибирск, где его с нетерпением ждали молодая жена Лена и двое шаловливых сыновей.
ОРДЕН ЗА ГАЗНИ
Вылеты эскадрильи на «зачистку зелёнки» вокруг городов Кабул и Баграм перемежались с участием в крупномасштабных военных операциях. И каждый из этих вылетов для любого из наших «крокодилов» – так называли вертолеты – мог оказаться последним. Даже хорошо бронированное, но низко летящее воздушное судно моджахеды могли подстрелить. Вооружены они были прекрасно, в том числе и советскими зенитными ракетными комплексами «Стрела», самонаводящимися на тепло, и крупнокалиберными пулеметами Дегтярева-Шпагина. В этом положении профессионализм пилота, умение маневрировать оказывались порой единственным спасением. Кроме, конечно, упования на Бога. – Помню одну из операций осенью 1984 года. Отбрасывая в стороны тепловые противоракетные ловушки, я летел на высоте 2500 метров над уровнем моря на юг. Курс – к душманским базам в провинции Газни. Место назначения – площадка в горном ущелье, куда должны были доставить крупный десант. Моя задача как командира экипажа – прикрывать действия десантников. Вооружение у нас довольно грозное: неуправляемые реактивные снаряды, мощные пушки, крупнокалиберные пулеметы. Снарядов не жалеем: бьем ракетами по огневым точкам врага, по скоплениям «духов», не давая им высунуться из-за дувалов… На вопрос о том, что помогало выжить и победить, Валерий ответил коротко: главное в бою – не оплошать, не растеряться. И он не растерялся: за год с небольшим налетал более 800 часов, сделал 712 боевых вылетов. Весь геройский экипаж во главе с командиром награжден орденами Красной Звезды и живым вернулся домой.
НАД ЖЕРЛОМ РЕАКТОРА
26 апреля 1986 года случилось непоправимо страшное для нашей страны событие – авария на Чернобыльской АЭС. В ликвидации ее последствий участвовали и сибиряки. Аэродром Черниговского летного училища, где базировалась пара вертолетов МИ-24 РХР, находился на удалении 80 километров от места катастрофы. На одной из этих машин, оснащенных специальной аппаратурой, с очередной командой ликвидаторов в августе летал на задания и капитан Джафаров.
– Ровно в восемь часов каждое утро я садился в обложенное свинцовыми листами сиденье пилота, надевал респиратор и летел за учеными-химиками, командированными из Москвы, – рассказывает Валерий Михайлович. – Специалисты забирались в вертолет вдвоем-втроем, и мы направлялись к месту аварии, то есть к 4-му энергоблоку АЭС. На высоте в 200 метров, стараясь не задеть башенный кран, пролетали над реактором и замеряли уровень радиации. И так регулярно два раза в день – утром и вечером. Честно скажу: когда внизу проплывало мерцающее зловещим багровым огнем эллипсовидное жерло реактора, было как-то не по себе. За здоровье я не переживал, но возникало такое ощущение, как будто кто-то тебя сверлит снизу.
«АФГАНЦЫ» НЕ ПОДВЕЛИ
Каждый вылет химики загружали в вертолет Валерия пробы зараженной радиацией почвы, травы и даже грибов. Работали целый день, а после вечернего облета капитан доставлял «академиков» и собранные ими образцы в Чернигов.
Самые страшными врагами были грязь и пыль. После полета ликвидаторов основательно отмывали. С них снимали всю одежду, до нитки и отправляли в баню. Горячая вода, пар, березовые веники. После помывки надевали чистое обмундирование. Вертолет тоже ставили на специальную обработку.
Капитану Джафарову удалось пролетать с допустимой дозой облучения 15 дней, запланированных для разведывательных полетов. В оставшиеся две недели командировки он руководил работой товарищей по эскадрилье, которые пришли на смену его экипажу. За проявленное мужество при ликвидации аварии на ЧАЭС Валерий Михайлович награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
* * *
Прошли годы, но подвиг ликвидаторов Чернобыльской катастрофы – как погибших, так и живущих ныне – в нашей стране помнят. 26 апреля, в 24- ю годовщину аварии на ЧАЭС, мы склоняем головы в память о тех, кого с нами уже нет. А всем, кто живы, пожелаем здоровья и еще раз здоровья! Петр ИВАНОВ Фото из архива В. Джафарова -----------------------
Комментарии