Пока есть силы терпеть
Пока есть силы терпеть
В редакцию «Навигатора» обратились жители дома №48 по Морскому проспекту с просьбой рассказать об их ситуации, разрешить которую они уже отчаялись.
Почему предприниматель Сергей Дубчак решил выкупить две квартиры на первом этаже в этом доме, понятно: проходной, оживлённый участок Верхней зоны, вокруг уже много офисов, банков, торговых точек и кафе. Можно было бы и здесь устроить что-то подобное, например, аптеку. Квартиры-то он купил, но второй год ничего путного организовать не может. Чтобы использовать площади под коммерческую аренду, их необходимо вывести из жилого фонда, а для этого надо получить согласие собственников. С ноября 2013 года этот вопрос уже пять раз поднимался на собраниях жильцов, в прошлом месяце 89% собственников проголосовали против его инициативы, 11% – воздержались.
Не нытьём, так катаньем
Сразу после приобретения недвижимости два года назад бизнесмен начал активную деятельность: прошёл по всем квартирам с предложением поддержать его начинание. Как признаются жители дома, одних уговаривал, других подкупал, третьим угрожал, но своего так и не добился. Потом было несколько судебных исков, Сергей Дубчак пытался доказать, что решение жильцов незаконно, но и у Фемиды не нашёл поддержки. Видимо, поэтому решил поменять тактику.
В одной из квартир организован приют для бездомных собак. В каких условиях они содержатся, увидеть не удалось: девушки, «ухаживающие» за животными, незнакомым двери не открывают. Можно только предполагать, как пахнет внутри помещения, если в подъезде дышать невозможно, невероятная вонь стоит и у соседей.
Вторую квартиру жители называют «притоном для бывших заключённых». С этими мужчинами уже познакомилась вся округа: пьяные пляски, вызывающее поведение, громкие песни тому способствовали. Один раз штраф за нарушение общественного порядка в три тысячи рублей административная комиссия им всё-таки выписала, но это их не успокоило.
На окнах выкупленных квартир вывешены банеры о сдаче площадей – от одного часа по цене от 10 рублей. Туда уже, по словам председателя ТСЖ Игоря Икорского, приезжала «скорая», спасла одного из проживающих от передозировки.
В сентябре под руководством Сергея Дубчака во дворе перед парковкой высадили 12 кустарников. Пока насаждения не перенесли на другой участок, машины подъезжать не могли. Потом были эксперименты с проводкой, в результате которых неделю в одном из подъездов не было света. Ещё в одной из выкупленных квартир прорывало трубу и затопило подвал. В общем, жители дома говорят, что можно вести хронику, ведь каждый день у них происходит что-то интересное.
«Я вам пишу...»
Пока собственники работают в эпистолярном жанре – пишут коллективные письма (причём подписанные не только жителями дома №48, но и соседних) в РОВД, прокуратуру, администрацию района, жилищную инспекцию. За три месяца скопилась папочка толщиной сантиметров в пять. Удовлетворения от ответов у людей нет.
В государственной жилищной инспекции области, например, так сформулировали (приводится дословно): «После проведения проверки Вам будет дан исчерпывающий ответ. Однако, данная процедура не поддаётся регламентированию по времени». Похожим образом среагировали и в региональном управлении МВД: «Данное обращение передано в подразделение участковых уполномоченных полиции для дальнейшего рассмотрения и принятия решения, о результатах которого будет сообщено дополнительно в письменной форме».
Постоянного участкового на территории, к которой относится дом №48, нет. За три месяца сменились три сотрудника. Они ходят, проводят разъяснительные беседы, пока без протоколов.
Понимания, как себя вести дальше с проживающими в квартирах Сергея Дубчака и с ним самим, у остальных жителей дома нет.
– Мы с ним не воюем. Он в Бердске живёт, а мы здесь страдаем, – говорит председатель ТСЖ Игорь Икорский. – Будем и дальше обращаться в официальные инстанции в надежде, что они рассмотрят все факты в совокупности.
Самый гуманный
Специалист по вопросам недвижимости юрист Сергей Дузенко считает, что единственный правовой путь решения этой проблемы – подать в суд исковое заявление с требованием о принудительном изъятии квартир. Однако для этого необходимы веские аргументы: придётся доказать, что жилплощадь используется не по назначению, документально подтвердить нарушения санитарных норм и правил, добиться проведения судебной экспертизы. Затем найти инвестора, желающего по рыночной стоимости приобрести эти квартиры, который готов был бы ждать долгие месяцы, пока ведётся разбирательство.
– Даже при самом благоприятном развитии событий вся процедура будет длиться не менее года, – оценивает ситуацию юрист. – И, честно говоря, наше законодательство скорее на стороне собственника, чем его соседей, а значит, добиться положительного для них результата будет очень сложно.
А поговорить?
Предприниматели, которые пытаются организовать бизнес в квартирах первых этажей жилых домов, часто сталкиваются с сопротивлением собственников. Поэтому обычно, прежде чем выкупать площади, проводят мониторинг, зондируют общественные настроения, беседуют с проживающими в доме людьми. Сергей Викторович в доме №48 почему-то этого не сделал, хотя успешный опыт организации коммерческих точек в жилых домах у него есть, причём на том же Морском проспекте.
Случается, что сразу жители не дают согласия на вывод квартир из жилого фонда, но бизнесмены, продолжая действовать «методом пряника», чаще всего добиваются своего. В случае с этим домом всё происходит иначе. Есть множество свидетельств грубого обращения с жителями старшего возраста. После такого, конечно, ни у кого нет желания договариваться о чём бы то ни было. Предприниматель, в свою очередь, хотя и терпит убытки за простой недвижимости, на компромиссы тоже не идёт. В течение двух недель корреспондент пытался до него дозвониться, однако трубку Сергей Викторович ни разу не взял. Хотя это не удивительно, сейчас многие пытаются его разыскать, например, жилищная инспекция, чтобы добиться разрешения на доступ в квартиры. Инспекторам тоже не отвечают.
Сегодня моральное состояние жителей очень тяжёлое: терпят из последних сил. Но чем тяжелее страдания, тем больше укрепляется уверенность в своей правоте. И сложно представить, что должно случиться, чтобы Сергею Дубчаку законным путём удалось получить согласие на вывод из жилфонда принадлежащих ему квартир.
Лилия КИСЛАЯ
Комментарии
А языком шлепать, Вячеслав, не относится к существу рассматриваемого вопроса.
Но дело даже не в этом. Жильцам этого дома пожелаю мужества и стойкости в борьбе за свои права, да и просто, в свете этих обсуждений, за свое человеческое достоинство! Обязательно нужно обратиться в суд, собрав все нужные доказательства. Конечно, это нелегко. А если отказаться от борьбы, разве будет легче?
Можно инициировать против самых несогласных уголовочку за неуважение к суду, государству наклонять людей не впервой. Перво наперво нужно узнать зачинщиков бунта, их обычно один, два на все стадо. Вот этих первыми и нужно вышибать остальные угрозы не представляют. За небольшую плату хороший адвокат сделает дело.
Типа надлежащее уведомление третьих лиц.
1. Наличия и количества прямых доказательств нарушения прав соседей (например, протоколов, составленных полицией или административной комиссией ОМСУ).
2. Количества недовольных данным собственником соседей и тех соседей, кто на его стороне.
Скорее всего будет так - судья примет такое решение, которое быстрее всего принять на основе тех доказательств, что представят или истребуют стороны на предварительном слушании. Заставить же собирать суды что-то на практике нереально (хотя по ГПК они обязаны это делать).
"придётся доказать, что жилплощадь используется не по назначению" Скорее доказать придётся, что нарушаются права соседей (как стороны по делу в рамках сначала предупреждений, а потом и гражданского иска).
Законодательно есть ещё выкуп недвижимости муниципалами и федералами, но (даже если они и будут как-то заинтересованы в ней) там проводятся торги и бизнесмен может заломить немалую цену, правильно их "организовав", поэтому этот вариант нереален на практике без сильной мотивации властей.