По следам «пушистых бандитов»
По следам «пушистых бандитов»
В №19 от 18 мая «Навигатор» опубликовал письмо под названием «Пушистые бандиты». Его автор рассказала, что кошки из приюта, расположенного в подвале дома по Российской, 28, уничтожают белочек и птиц в окрестных дворах. Редакция предложила обсудить эту тему.
Откликов пришло много: проблема оказалась близка жителям Академгородка. На сайте www.navigato.ru даже появились предположения, что статья кем-то проплачена. «Скорее всего, кто-то положил глаз на подвал, где кошки живут», – пишет Анастасия.
Наша газета, конечно, публикует коммерческие статьи рекламного характера. Но это был не «заказ», а обычное письмо в редакцию. Размещая его, мы не собирались «настроить общественное мнение против женщины с большим сердцем, которая находит среди полного равнодушия силы ухаживать за обездоленными выброшенными несчастными кошками и котятами», как пишет один из комментаторов. Просто хотели узнать мнение людей о возникшей нестандартной ситуации и попытаться найти решение конфликта.
В мире животных
Читатели заняли две крайние позиции: убежденные защитники кошек и столь же ярые сторонники белочек. Но если бы речь шла только о животном мире! Там-то как раз всё довольно просто. И кошки, и белки – это звенья пищевой цепи. Е. Скворцов в своем письме приводит мнение экологов: в природе гибель животных не менее важна, чем их благополучный рост, поскольку те, кто слабее – пища для хищников.
Про естественный отбор мы знаем еще со школы. Но тут, скорее всего, решающее влияние оказывает не он, а изменение условий обитания: пушистых милашек «вытесняют из прежнего города-леса не кошки, а лесорубы». «Автор сетовала на то, что белочки появляются все реже. Но мы уже давно не тот тихий уголок на окраине леса, теперь улицы Российская и Шатурская оказались в эпицентре крупномасштабной стройки. У животных же хорошо развит инстинкт самосохранения, и белки просто ушли в глубину леса, где им спокойней, – констатирует Елена Воробьева. И оптимистично завершает: – А нам остается лишь набрать полные карманы семечек, орешек и прочей вкуснятины и наполнять кормушки в лесу, не забывая развешивать новые».
Так же считает и Тамара Ивановна, хозяйка кошачьего приюта, о котором шла речь в письме:
– Какое-то время назад мне звонила женщина и просила сделать вольер для кошек, чтобы защитить белочек и птичек. На это я ответила, что белки – дикие животные, они должны жить в лесу, не надо их приручать. Кошки же – животные домашние, они без помощи человека не выживут. Поверьте, я сама рада была бы, если бы наши власти озаботились проблемой беспризорных кошек. Но со стороны муниципалитета не делается практически ничего. Проблему решают только энтузиасты, которые подбирают оказавшихся на улице животных и держат у себя дома, вызывая гнев соседей, либо, если есть хоть какие-то материальные возможности, создают приюты.
В ответе за тех…
Как верно заметил один из комментаторов на www.navigato.ru, интересы белок и птиц здесь ни при чем, все сводится к отношениям между людьми. Возникают они на почве важной для Новосибирска темы – содержание домашних животных. Те, кто жалеют и подбирают оказавшихся на улице, далеко не всегда находят понимание в обществе, их считают «полуумными», «не совсем здоровыми», «бесстыжими защитниками» – такие оценки присутствовали в комментариях. И люди не всегда готовы принять позицию других, с пониманием отнестись к тому, что у каждого из нас свои ценности.
Кошки, как и собаки, должны содержаться дома. В городских условиях они становятся распространителями множества болезней, опасных для человека, наносят вред окружающей среде. С этим вряд ли поспоришь. «Кошкам гулять на улице в городе просто опасно: могут заболеть бешенством, стригущим лишаем, подхватить блох, глистов, а потом зараза передается людям, – пишет Л. Осипенко. – К тому же кошки пакостят во дворе: разрывают клумбы, выкапывают луковицы цветов. И фекалии – не удобрение. В частном доме без кошки плохо – там мыши, крысы. Но в городе нельзя превращать квартиру в приют, не считаясь с соседями: от животных запах, шерсть. Кто любит по-настоящему кошку, никогда не выпустит ее на улицу, будет заботиться, ухаживать».
Но основная проблема все-таки не в тех, кто выпускает свою кису во двор погулять и случайно теряет. Животных чаще всего просто выбрасывают, потому что не хотят с ними возиться. Милый и пушистый котенок для некоторых игрушка, а когда он подрастает, его надо регулярно кормить, за ним убирать лоток, заботиться о его здоровье. Многие не готовы к таким хлопотам, поэтому выставляют кошку за дверь. Отнести ее в ветклинику и усыпить считается бесчеловечным. Но разве выкинуть животное, обречь на голод, болезни, растерзание – более милосердно?
Безусловно, каждый владелец кошки должен осознавать свою ответственность и, если нарушает правила содержания животных в городе, понимать, что понесет наказание. Никого нельзя ущемлять в правах, в том числе и соседей «любителей животных».
«Каждый день нам приходится нервничать, терять здоровье, потому что кто-то считает, что его кошка, собака – важнее, чем окружающая природа, соседи, дети, – пишет О. Мирнова. – Это будет продолжаться до тех пор, пока в стране нет законодательных актов, в которых четко прописана мера ответственности этих «добрых людей». В цивилизованных странах такие законы, защищающие здоровье граждан и окружающую среду, давно существуют».
О том, что домашние питомцы должны проходить паспортизацию и клеймение, разговоры идут давно. Тогда, если кто-то выбросит свою мурку на улицу, можно будет быстро установить личность хозяина и вернуть ему животное либо, в случае отказа от содержания, как-то иначе определить его судьбу, либо наказать материально. Такая практика давно есть в Европе. Было бы правильно законодательно ввести и ограничение на разведение животных дома, и штрафы за негативное влияние, которое собака или кошка оказывают на окружающую среду, – ведь редко кто убирает за своими подопечными на улицах!
В поисках выхода
Наш корреспондент попросил замначальника департамента энергетики и ЖКХ города Николая Малая прокомментировать возникший из-за белочек конфликт.
– Кошки – домашние животные, и ответственность как за их содержание, так и за поведение несут хозяева. Они должны следить, чтобы кошки и собаки не гадили, не драли белок и птиц, не портили клумбы, – подчеркнул Николай Иванович. – Если при содержании животных нарушаются санитарные и ветеринарные нормы, соседи могут обратиться с заявлением в административную комиссию района. В том случае, когда факты ненадлежащего содержания подтверждаются, принимаются меры вплоть до изъятия животных. Бесхозных кошек и собак усыпляют. В Новосибирске уже есть случаи, когда граждан лишали жилья из-за нарушения правил содержания животных. Использовать общее имущество многоквартирного дома (например, подвал) для содержания домашних животных можно, если такое решение примет общее собрание собственников. При этом необходимо выбрать конкретное лицо, которое будет нести ответственность за соблюдение санитарных и ветеринарных норм.
Быстрого и однозначного решения «кошачьей» проблемы нет, ее надо решать комплексно и – всем миром. В. Сырцов, звонивший в редакцию, предложил создавать приюты для бездомных кошек. Было бы здорово, если бы для такого замечательного дела нашелся меценат. Е. Скворцов считает, что надо стерилизовать неплеменных животных – это позволит сократить число лишних котят. Одному пункту льготной стерилизации в Академгородке с такой задачей не справиться. А вот если бы подключились коммерческие ветеринарные клиники... И городской Центр по проблемам домашних животных, который имеет неплохое финансирование (в прошлом году – более 16 млн руб.), мог бы рассмотреть возможность сотрудничества в этом направлении. Но прежде всего необходимо внести изменения в законодательство, учитывающие европейский опыт: с хозяевами – строго, с животными – разумно.
Бездомных кошек, как и других животных, относящихся к домашним, не должно быть в принципе. Цивилизованные пути достижения этой цели нам надо искать всем вместе.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии
Белки могут жить без людского дома. Кошки не могут. Значит по-настоящему добрый человек – не тот, кто переманивает белок из леса к собственному жилью, а кто заботится о брошенных кошках.
Вопреки некорректной ссылке на оппонента, он не причислял кошек к «звеньям пищевой цепи». А приводил мнение экологов, что кошки практически не влияют на существующие природные отношения. Далеко не все даже летом умеют кормиться охотой, а зимой гибнут все без людской помощи.
Человек выбрал кошек и собак в компаньоны за их особую чувствительность, ласку и эмоциональную выразительность. Но кто сам бесчувствен, тому кошка не выразительнее таракана.
Люди, не обремененные заботой о «меньших братьях», восполняют нравственную пустоту повышенными требованиями к качеству собственной жизни. Нечувствительность к чужой боли не мешает им чувствовать малейшие следы кошачьего запаха. И они требуют для себя полного комфорта вплоть до лишения жалостливых «кошатников» права на жилье.
Если травля жалостливых - не самоцель, а они сами дееспособны, то комфорт для безжалостных достижим и более достойными способами. К ним относятся хорошая изоляция «кошачьих» квартир от соседей с помощью двойных уплотненных дверей, установка вытяжной вентиляции через стенные каналы, выходящие над крышей. Ответственные «кошатники» стараются это делать. Только о них, как классе, судят по безответственным. Каналы иногда забиты мусором. Их чистка доступна не всякому жильцу. Без этого «кошатников» из изолированных квартир третируют как жильцов коммуналок. Чистка каналов с крыши - функция домоуправлений.
Но домоуправления усердствуют в другом. Они забивают к зиме все дырки в подвалы - единственное место, где бездомные кошки могут спастись от холода. Только от холода. Их кормильцев туда обычно не пускают. За зиму от умерщвленных жаждой и голодом кошек в подвале или в подземных ходах остаются высохшие трупы.
Естественно, одна забота о жизнеобеспечении не принесет животным долговременного добра. Ни квартиры, ни подвалы не вместят всех кошек, если не препятствовать их размножению. Для людей добрых, вынужденных спасать всех, брошенных людьми подлыми, содержание полной квартиры чужих изгоев – каторжный, разорительный, нездоровый и конфликтный труд. Такие каторжники, если они в здравом уме, не допускают новых рождений. А если опекают животных в нежилых местах, то и усыпление новорожденных считают меньшим из зол, потому что редко удается вовремя взять для стерилизации дикую кошку или собаку.
Этот самоотверженный труд немногих подвижников – труд Сизифа, потому что подлая часть населения, в союзе с дурацкой, беспечно размножает и выбрасывает всё новых собак и кошек. Или, вторая часть, выращивает всех новорожденных и всучает кому ни попадя, веря, что все они попали в «добрые руки».
Разъяснения – пофигу для подлой части, и побоку для дурацкой. Потому и придуман закон.
Автор редакционной статьи считает, что «прежде всего необходимо внести изменения в законодательство: с хозяевами – строго, с животными - разумно».
Но если по закону можно у опекуна животных отнять жильё, то куда еще строже?
Закон с разумной основой тоже есть. Это закон НСО №184 от 20 мая 2004 года.
В нем - Глава 3, ст. 6, п.2. Согласно сему, содержатель обязан, в частности,
«принимать меры по предотвращению появления нежелательного приплода у домашних собак и кошек посредством их временной изоляции, применения контрацептивных средств или кастрации (стерилизации);
в случае отказа от дальнейшего содержания домашней кошки, собаки передать (продать) их другому заинтересованному лицу или поместить в приют для безнадзорных собак и кошек».
Но к закону иногда относятся как к беллетристике: законодатель пописывает, исполнитель почитывает. И выбирает, что ему по душе. И в самом этом, трудно рождавшемся законе не прописаны возможности контроля и наказание за невыполнение.
Про «паспортизацию и клеймение», как путь контроля, действительно «разговоры идут давно». Можно уже говорить о микрочипировании, как более надежной и менее болезненной по сравнению с клеймением, хотя и более дорогой процедуре. Но нельзя требовать платы еще и за это с тех, кто не разводит животных, а спасает брошенных, и тратится, кроме кормления и ветобработки, на стерилизацию.
До клеймения или чипирования нужна простая регистрация. И не с 3-месячного возраста, как предлагается в проектах, и где-то делается. А с момента, когда стало известно, что в чьей-то квартире родились котята или щенки. Потому что до 3-месячного возраста можно сто раз выбросить котят, утопить или закопать живыми.
Законодательное «ограничение на разведение животных дома» действительно нужно. Но в дурных новосибирских правилах до областного закона от 20.5.04 ограничивали содержание животных, безо всякой связи с тем, кто их развёл. То, что законом содержание не ограничено – половина разумного дела. Нужна и другая половина.
И если в квартире «полуумной» старухи оказались 20 кошек, то надо прежде всего выяснить, обеспечила ли она стерилизацию им, бывшим изгоям, или они размножаются у нее дома. Лишь в зависимости от этого решать, штрафовать ли её, или за счет штрафов с тех, кто их действительно заслужил, помочь ей поставить плотную двойную дверь и хороший, компактный вентилятор в вытяжной канал.