Письмо учителя
Письмо учителя
Несколько номеров назад «Навигатор» опубликовал комментарий начальника районо Зинаиды Гребневой на критику в адрес крупнейшего учебного заведения района – ОЦ «Горностай». Сегодня газета предлагает вниманию читателей взгляд на ситуацию в современной школе Марии МАЗУР, кандидата педагогических наук, замдиректора по научно-методической работе, учителя математики образовательного центра.
Прежде чем высказать наболевшее, хочу немного рассказать о себе.
Я выросла в школе в буквальном смысле этого слова. Моя мама – замечательная учительница русского языка и литературы. В доме всегда было много музыки, стихов и старшеклассников. Можно даже сказать, что моим домом была школа и в моём доме – школа. Неудивительно, что и сама я стала учителем.
Преподаю почти сорок лет, и всё время считала, что учительство – это подвижничество, а значит, сюда идут увлечённые профессионалы, для которых работа не заканчивается со звонком с урока. Быть учителем – не просто вид занятости, это призвание.
Сейчас работаю и наблюдаю, как меняются обстоятельства вокруг школы, что сказывается на жизни в ней, к сожалению, далеко не всегда наилучшим образом.
Информационное поле, расширяющееся в геометрической прогрессии, по мнению многих, снижает значимость учителя для образования детей, делает перспективу обучения дистанционной. Современные гаджеты часто подменяют процессы мышления – всё это в итоге влияет на человеческие отношения.
Учитель никогда не был только источником знаний, поставщиком информации. В задачи педагога всегда входило научить школьника учиться и мыслить. Это процесс небыстрый, творческий, требующий кропотливого труда и учителя, и ребёнка. Чтобы здесь достичь успеха, необходим рабочий альянс между педагогом и учеником, важнейшее условие которого – взаимное уважение. Сегодня создание такого альянса затруднено в первую очередь нагнетанием социальной напряжённости вокруг школы.
На протяжении нескольких десятилетий школа находится в состоянии непрерывного реформирования. Уже никто отчётливо не представляет, куда идти, чему учить, как именно и что именно нужно развивать. Однако отчётливое представление для своего ребёнка есть у каждого родителя. Своё мнение мамы и папы без стеснения несут в школу, желая управлять образовательным процессом, не всегда принимая во внимание то, что в классе учится не только их чадо, но и ещё несколько десятков других детей.
Так, например, родитель может утверждать, что соблюдение правил посещения школы абсолютно не обязательно, и отстаивать право своего ребёнка на опоздания, не считаясь с правом на образование других детей, пришедших на урок вовремя. Доказывать свою правоту взрослый готов, не останавливаясь ни перед чем: в ход идут заявления в прокуратуру и письма в приёмную президента. Старшеклассник может зайти в класс тогда, когда сочтёт нужным, а вопросы администрации к нему – прямое нарушение его свобод, и опять же подлежат изучению прокуратуры. Неэтичное, а часто хулиганское поведение некоторых родителей в школе вообще не вписывается в понимание того, как такие люди могут воспитать своих детей... Всё вместе это разрушительно влияет на взаимоотношения учитель – ученик, вредит учебному процессу. А прокурорские проверки и министерские комиссии крайне негативно сказываются на психологическом климате образовательного учреждения.
Девять лет назад я пришла работать в престижную гимназию «Горностай», куда со скандалами прорывались родители первоклассников. Каждую весну приходилось тестировать 30-50 (не первоклассников) желающих поступить в школу, но не живущих в этом микрорайоне. Учреждение было переполнено. Решили как-то снять напряжение...
Объединение с соседней 163-й школой привело к тому, что образовательный центр стал адаптивным учреждением, теперь обучение в нём доступно более чем для двух тысяч детей. И опять – не слава богу! Снова есть недовольные. Тем более что в школу снова не попасть.
В СМИ публикуются размышления анонимных выпускников на тему рейдерских захватов и нежелания работать с обычными учениками. Почти тридцать детей с официальным статусом ОВЗ и ещё несколько десятков с подобным статусом под вопросом, почти пятьдесят человек с общим недоразвитием речи только в одной (!) параллели – именно это и характеризует школу как настроенную на работу исключительно с одарёнными детьми?
Между тем коллектив педагогов делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить качество образования. ОЦ «Горностай» вошёл в этом году в топ-500 лучших школ России, в топ-200 сильнейших школ страны, обеспечивающих развитие талантов учащихся по четырём направлениям. Педагогический состав придерживается позиции, что способности любого ребёнка нужно развивать. Только мотивация учеников и много-много труда помогает преодолеть барьер между задатками и талантом.
Не самая высокая зарплата, низведение образования до уровня услуги, неуважение, а порой и откровенное хамство родителей делают школу крайне неуютным местом для педагога.
При желании можно найти себе достойное приложение. Но если всё бросить, то куда же девать такие письма?
«Марья Ивановна!
Поздравляю Вас с профессиональным праздником, с Днём учителя! Спасибо за то, что Вы есть и всегда будете самым замечательным, искренним, самым важным преподавателем для меня и многих других! С каждым годом всё лучше понимаешь, как много усилий Вы вложили в меня, как много всего в моей жизни произошло благодаря Вам! Спасибо за то, что меняете этот мир к лучшему, что всегда переживаете!
С любовью, (имя)».
Комментарии
Бесит уже......
Не нужно показывать свое хамство и некомпетентность.
Мария Ивановна, хорошая статья. В "Горностае" прекрасные учителя и замечательные дети. А вот родители - разные....
"УЧИТЕЛЬ!
ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ
ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»
(Н.А.НЕКРАСОВ)
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Еще добром должны мы помянуть
Тогдашнюю литературу,
У ней была задача:
как-нибудь Намеком
натолкнуть на честный путь
К развитию способную натуру.. .
Хорошая задача!
Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,
Отметивших то время роковое:
Белинский жил тогда,
Грановский, Гоголь жил,
Еще найдется славных двое-трое
- У них тогда училось всё живое.. .
Белинский был особенно любим..
. Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
В те дни, как всё коснело на Руси,
Дремля и раболепствуя позорно,
Твой ум кипел - и новые стези
Прокладывал, работая упорно.
Ты не гнушался никаким трудом:
"Чернорабочий я - не белоручка! "
- Говаривал ты нам - и напролом
Шел к истине, великий самоучка!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил об народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе..
. Недаром ты, мужая по часам,
На взгляд глупцов казался переменчив,
Но пред врагом заносчив и упрям,
С друзьями был ты кроток и застенчив.
Не думал ты, что стоишь ты венца,
И разум твой горел не угасая,
Самим собой и жизнью до конца
Святое недовольство сохраняя,
- То недовольство, при котором нет
Ни самообольщенья, ни застоя,
С которым и на склоне наших лет
Постыдно мы не убежим из строя,
- То недовольство, что душе живой
Не даст восстать противу новой силы
За то, что заслоняет нас собой
И старцам говорит: "Пора в могилы! "
У меня очень простой вопрос к уважаемой Марии Мазур: "А почему нельзя обучать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО детей по прописке?"
Почему обязательно нужно принимать "блатных" без прописки? Разве не такие именно родители борзеют?
Ну и, второй вопрос: "Раз, уж, в Горностае работают такие "великие профессионалы", то почему, опять же, это не происходит в рамках местного контингента учащихся?"
Неужели, вы и ваши коллеги НЕ СПОСОБНЫ обучать, скажем так, "средних" по способностям? Вам только ТАЛАНТЛИВЫХ подавай! На том и зарабатывает "дешёвую репутацию" ваш директор! Кстати, чем, там, закончились проверки-то?