Пернатые соседи
Пернатые соседи
Птицы, как и круговорот неотложных садово-огородных дел, не дают мне скучать на даче вблизи Академгородка. Как-то в середине июня обнаружил на своём участке семейство соловья-красношейки.
Выдёргивая крапиву и прочие сорняки среди малины у забора, едва не сорвал «шалашик» гнезда. Вовремя остановил занесённую было над ним руку, заподозрив наличие «домика» мыши-малютки или пеночки-теньковки. Но под «шалашиком» оказалась кладка соловья-красношейки. Самочка с беспокойным писком бегала по доскам, перепархивала над лужайкой соседского газона, пытаясь отвлечь моё внимание от гнезда. Пришлось после фотографирования восстановить обстановку вокруг, обратно надвинуть «шалашик» и прекратить какие-либо манипуляции в этой части участка, чтобы птица не оставила кладку.
Пташка, успокоившись после моего ухода, вскоре юркнула под «шалашик». И это хорошо, ведь уже вечерело. Оставалось надеяться, что молодой кот, которого привезли соседи, не обнаружит гнездо. Странно, что и эти соловьи, и пары славок, обосновавшиеся в гуще куста жимолости, и синицы, устроившие гнездо в самом низком из пяти моих скворечников, рискнули загнездиться, когда рядом столь грозный враг, как эта вездесущая киса.
Соловьиха меня забавляла в течение почти двух недель, пока насиживала кладку. Прихожу в середине дня – она откуда-то возвращается со счастливым взглядом, чистит клюв о ветки от загрязнения и остатков корма (которым служат главным образом чёрные и рыжие садовые муравьи и их коконы), опускается на землю и бежит к гнезду.
Как-то прилетела из отлучки в сопровождении двух совсем мелких пташек – садовых славок, пощебетала с ними скуки ради на засыхающей яблоне и снова по земле к гнёздышку.
Когда она вила гнездо и откладывала яйца, я часто подходил туда: корчевал место под цветную капусту, суетился с шлангом, обильно поливая участок. Это ей не помешало.
Зато затем стала при моём приближении сбегать с кладки, тревожно семенить по доскам за забором с беспокойным писком. Я к гнезду – она по доскам дровяной свалки за баню, я от гнезда – она к гнезду. Малина не прополота, капуста не полита. А к большому плодоносящему кусту жимолости не подойти для сбора ягод без того, чтобы не спугнуть соловьиху с гнезда.
Однажды соловушка позировала мне по собственной инициативе, сбежав «из дома» и прихорашивая оперение, отряхиваясь от капель, попавших на неё с сырой от дождя травы.
Самца не было видно. Тот в насиживании и отвлечении врагов от кладки не участвует, а обычно поёт неподалёку и присоединяется к заботе о потомстве при его выкармливании.
В середине июня я видел шесть слегка насиженных яиц, 25-го числа – четырёх только что появившихся птенчиков. Увы, по-видимому, в тот же день гнездо было разорено либо всё тем же котом (хотя следов его лап на грядке я не заметил), либо снующей по участкам лаской – хищницей мельче горностая…
В утешение себе и другим можно сказать, что лето ещё достаточно долгое, и у этих соловьёв есть время повторить попытку гнездиться. Скорее всего, уже в другой комбинации партнёров и в более безопасном месте…
А. Яновский, орнитолог, к.б.н.
Фото автора
Комментарии