Откуда прилетели свиристели
Откуда прилетели свиристели
Оседлые птицы, выжившие в нынешнюю суровую зиму, быстро восстанавливают силы и приступают к хлопотам по воспроизводству потомства. А перелётные пернатые ещё должны преодолеть многокилометровый путь к местам гнездования.
Одни из самых известных и многочисленных в наших краях зимних визитёров – свиристели. Прошлогодняя осень не была щедрой на урожай ягод рябины, но ранетки, боярышник и облепиха всё же обеспечили кормом небольшие стаи этих симпатичных птах, которые остались на зимовку в Новосибирске и его окрестностях.
Большинство свиристелей в конце осени и начале зимы пролетели над городом без продолжительных остановок, так сказать, транзитом. По-видимому, они в основной своей массе перезимовали в более южных регионах, где в предгорьях всегда обильно плодоносит облепиха. Но, тем не менее, небольшие группы этих птиц встречались практически в течение всей зимы, например, на дачных участках вблизи Академгородка.
Весной свиристели залетают в Новосибирск и пригороды на пути к местам гнездования, которые находятся на расстоянии более 400 км к северу. В обычные годы в апреле они кормятся вытаявшими из-под снега ягодами и плодами, оброненными при кормёжке осенью и в начале зимы. Но нынче в конце марта не раз выпадал свежий снег, что создало для птиц проблему с кормом. Впрочем, в крайнем случае они могут клевать цветочные почки тех же рябин, ранеток и т.п.
Однажды в ноябре, когда уже окончательно выпал снег, находясь на даче, обратил внимание на стаю свиристелей, которые то и дело гурьбой пикировали с высоких берёз куда-то очень низко на участки соседок. Вышел на дорогу – и был немало озадачен увиденным. Птицы жадно глотали ягоды снежноягодника, вроде бы считающиеся несъедобными.
Никогда в прежние годы никто – ни птицы, ни грызуны – не трогали эти ягоды, так что соседке приходилось самой обрывать их весной, чтобы те не мешали росту свежей зелени на ветках и не портили картину участка с красивыми декоративными кустами. Всё это было занятно ещё и потому, что на тех же участках росли две рябины с кистями ягод, высокая мелкоплодная ранетка и большой куст калины, также с достаточным количеством плодов.
Однако же свиристели предпочли именно снежноягодник. Что натолкнуло меня на предположение о том, что это не сибирские по происхождению птицы. Они, скорее всего, прилетели сюда издалека, а именно из Северной Америки, где снежноягодник произрастает в диком состоянии и известен тамошним свиристелям в качестве корма. Эти птицы относятся к так называемым циркумполярным видам, ареал которых распространяется полосой по околополярным территориям в северном полушарии. Вполне возможно, что данная стая в ходе осенних странствий преодолела Берингов пролив, который разделяет Аляску и Чукотку, и значительную часть Сибири, прежде чем остановиться на зиму в районе Новосибирска.
Это предположение не такое уж и надуманное, т.к. много лет назад мне в руки попало кольцо Шведского центра кольцевания, снятое с птицы, которую зимой поймала на улице и принесла домой кошка. Орнитологам повезло в том, что родственник хозяев усатого хищника работал в институте биологического профиля. Он и передал кольцо мне. Из Московского центра кольцевания тогда сообщили, что этот свиристель был окольцован предыдущей зимой в Швеции, т.е. на расстоянии порядка 4 тысяч километров от нас.
Да простят меня генетики – специалисты по возникновению видов у птиц, но в пользу моего предположения говорит и общебиологическое правило о том, что отдельные популяции на столь обширном ареале должны время от времени обмениваться группами особей. Иначе в условиях географической изоляции происходит разделение исходного вида сначала на подвиды, а затем и новые виды.
Ещё больше я утвердился в своих предположениях о заморском происхождении птиц уже в этом марте, когда стая свиристелей расправилась с кистями очень урожайного девичьего винограда, прикреплённого к стене и крыше моего дачного домика. Его плоды в прежние годы также никто не трогал. Кстати, как и снежноягодник, он когда-то был привезён в наши края из Северной Америки, где относится к дикорастущим видам и, вероятно, служит источником корма для птиц.
Алексей ЯНОВСКИЙ, орнитолог, к.б.н.
Фото автора
Комментарии