От знаний к творчеству
От знаний к творчеству
В зимнюю школу «Архимед» СУНЦ НГУ старшеклассники приезжают учиться со всей страны и стран СНГ. В этом году здесь занимались 80 одаренных детей. Среди них – участники Всесибирской олимпиады, лучшие представители заочной школы. В рамках учебной программы ребята побывали в институтах СО РАН, познакомились с научными разработками сотрудников. Но особенно запомнилась школьникам экскурсия в учебно-научную лабораторию экспериментальной физики физического факультета НГУ. К ребятам присоединились и преподаватели, приехавшие в Новосибирск на курсы повышения квалификации.
Нестандартным практикумом кафедры общей физики и центром развития творчества называют лабораторию ее сотрудники. Главная задача, которую они ставят перед собой, – научить студентов и школьников пониманию физических процессов. Ведь знания лучше всего усваиваются на примерах, при демонстрации экспериментов. Во время занятий фымышата исследуют оптические свойства и морфологию кристаллов на атомно-силовом микроскопе, знакомятся с современными плазмо-химическими установками для синтеза наноматериалов.
Слушателям школы «Архимед» была предоставлена такая возможность.
– Мы сами управляли физическими процессами! На одном из приборов я впускала газ аргон, другая девочка изменяла напряжение на электродах в трубке, еще один мальчик перемещал электрод-катод с помощью магнитной муфты. Впервые увидела так много техники для школьников и студентов, – делится впечатлениями Анастасия из Тайшета.
– Узнали, как работает ионная пушка для получения пленок, о температуре в ней, увидели свечение потока. Это аналог космического двигателя. Обязательно буду поступать в ФМШ, – улыбается Ерсултан Сергазин из г. Семей.
Как эмоционально выразилась одна из девушек, голова кружится от безграничных возможностей науки в исследовании тайн природы.
Много любопытных собралось у микроскопов. Как устроено крыло стрекозы? Как образуется узор на ракушке? Соты осы – как ей удалось их построить? Вопросов возникает множество.
Понравились ребятам и «активные» лекции завлабораторией доцента Александра Золкина. От обычных они отличаются тем, что школьники не просто слушают материал, а задают вопросы, принимают участие в обсуждении проблем.
Учителя не менее любознательны, чем ребята из «Архимеда». Особенно интересуются спецкурсами, которые читают учащимся СУНЦ сотрудники лаборатории и преподаватели А. Берёзин, В. Гец, О. Зырянов, С. Чепкасов, Н. Нагирный, А. Золкин. В учебную программу включены направления: «Космические двигатели и нанотехнологии», «Низкотемпературная плазма и синтез наноструктур», «Рост кристаллов. От нано к макро», «Электродинамическое ускорение тел. Пушки Гаусса», «Преобразователи энергии», «Атомно-силовая микороскопия материалов». По словам Александра Золкина, практические занятия помогают ребятам не только усваивать теоретический материал, но и воспитывают в них качества исследователей. Проектный метод обучения на физфаке НГУ применяют уже лет тридцать. За это время он зарекомендовал себя.
Не осталась без внимания и тема новых образовательных технологий. Как научить школьников любознательности, умению думать, самостоятельно работать? Эти и другие вопросы бурно обсуждали учителя во время дискуссии.
– Учеников надо любить, прощать, заинтересовывать новыми знаниями, учить творческой самостоятельности в достижении цели. От фундаментальных знаний к пониманию и умению создавать новое и полезное – этот девиз актуален во все времена, – говорит Александр Золкин.
В завершение экскурсии слушатели зимней школы «Архимед» окружили огромный кристалл кварца и положив на него руки, дали клятву обязательно стать студентами Новосибирского госуниверситета.
Л. Семененко
Комментарии