От «Поиска» до красной дорожки в Каннах
От «Поиска» до красной дорожки в Каннах
В этом году кинокомпания LBL Production получила признание на международном фестивале корпоративного кино в Каннах. Золотого Дельфина съёмочной команде вручили за фильм о нефтедобывающей компании Salym Petroleum Development N.V. (совместное предприятие Газпромнефти и Royal Dutch Shell) «31-й километр». Узнать подробности «Навигатор» решил у Дениса ВЕЛИНСКОГО, монтажёра фильма.
Звонок корреспондента Дениса несколько смутил:
– Некоторые чуть ли не падают в обморок при словах «Каннский фестиваль». В принципе форум представительный: 772 работы с пяти континентов, Россия – на пятом месте по числу участников. Но надо понимать, что это корпоративное кино...
И всё же нельзя было отказать себе в удовольствии поговорить с профессионалом о кино и личных достижениях, о будущем монтажа в век технического прогресса и многом другом.
– Как стал монтажёром? Мечтал с детства?
– Нет, конечно. После школы решил поступать в Институт связи, где как раз шёл набор на новый факультет – компьютерной графики. Но в последний момент его не стали открывать. Нам, поступившим, предложили выбрать любой другой факультет, куда мы проходили по конкурсу. Вместе с друзьями пошёл на факультет сотовой связи. Но быстро осознал ошибку: слишком много физики и математики для человека с гуманитарным складом ума. Уехал вслед за мамой в Москву, устроился там курьером в банк.
– Словом, ничего имеющего отношения к съёмкам и монтажу?
– В общем-то да. Через какое-то время вернулся в Новосибирск и долго не мог найти работу. В конце концов пришёл в детскую киностудию «Поиск», где мне поручили переписывать кассеты – около 300 штук. Недели через две начал заглядывать в соседние комнаты. В одной из них монтажёр с преподавателем монтировали мультфильмы. У меня дома тоже был компьютер, но я не представлял, что на нём можно такое делать! Стал у них за спиной и, не отрываясь, смотрел, как это происходит: взяли кусочек, положили, отрезали ненужное, ещё кусочек подставили, потом дали звук – и получилось кино. Поскольку в компьютерах я немного разбирался, меня тоже начали пускать клеить какие-то кусочки. Так «Поиск» открыл для меня монтаж.
– Вот так всё гладко?
– На самом деле моя работа в киностудии началась буквально с катастрофы. Нам надо было просчитать какой-то мультфильм...
– Просчитать мультфильм? Это как?
– Ну… представьте, что собираете новую брошюру из кипы книг. Мало сделать в каждой закладку – нужно эти фрагменты выбрать, вырезать и сделать новый экземпляр. Выглядит это как нажатие нескольких клавиш, всё просто. Но компьютеры тогда были ужасно медленные. А мой товарищ имел доступ к мощному центральному процессору. Я договорился, что мы принесём свой процессор, подключим его, и просчитается быстрее. Всё сделали, поставили на просчёт, а наутро оказалось, что наш процессор сломался. Пропали все мультфильмы, которые были на нём. Этим я вызвал жуткую «ненависть» всех. Однако женщина-монтажёр из «Поиска» в то время уволилась. А так как я был единственный, кто мог работать с компьютером, знал, что делать, то меня взяли монтажёром. Это стало началом карьеры.
Киностудия «Поиск» дала мне очень много. Пожалуй, можно сказать, что я оттуда вышел. Большое влияние оказала работа с профессиональными режиссёрами. Благодаря им осознал, что от того, в каком месте, в какой последовательности склеены кадры, меняется смысл.
– Чьё влияние было наиболее сильным?
– В 2001-м или в 2002 году к нам пришёл снимать свою дипломную работу Владимир Лешаков – новосибирский актёр, который в то время учился во ВГИКе на режиссуре игрового кино. Мы монтировали фильм около месяца, но его не приняли. Прошло ещё какое-то время, и Вова с семьёй и двумя операторами отправился в деревню под Красноярском, где жил писатель Виктор Астафьев. Приехали, попросили об интервью. А Виктор Петрович такой человек – ужасно журналистов не любил. Естественно, отказал. Но Володе деваться некуда, даже в Красноярск вернуться не на чем. Попросились переночевать. Хозяин отвечает: «Ну хорошо, вот сарай, размещайтесь, а с утра уезжайте». Сидят коллеги вечером, и вдруг заходит Астафьев. Поинтересовался, как устроились. Слово за слово, и пошло-понеслось. Быстренько какую-то камеру включили, начали снимать. В итоге к утру Виктор Петрович согласился дать интервью. Насколько я знаю, это была одна из последних бесед, писатель вскоре умер. А у Володи остались уникальные кадры. И он решил создать комбинированную картину – документальный фильм с игровыми вставками. За несколько месяцев мы сделали одну серию. Потом Володя доснял игровые сцены – какие-то эпизоды из жизни Астафьева. За эту работу он получил пятёрку и с красным дипломом окончил ВГИК. А я понял, что выстраивание кадров, монтаж и склейка – это искусство.
Была у нас и третья картина, где я отвечал за работу оборудования. Удалось посмотреть изнутри на отношения съёмочной группы игрового фильма. Большей частью это были ребята из Москвы, из сериалов – публика профессиональная. Фильм дал одно из самых полезных знаний: каждый должен чётко отвечать за свой участок.
Ещё я работал с Павлом Головкиным. Его, надо признать, долго заманивал в свои сети. В итоге бесплатно сделал цветокоррекцию фильма «Последний президент республики» про клуб «Интеграл». Из-за технических ошибок «перекрашивали» картину три раза, за это время сдружились. А потом сделали фильм «Тёмное небо – белые облака» о детской киностудии «Поиск». Снимали частью здесь, частью в Швеции. Эту работу приобрело отделение немецкого консорциума АРД, её показывали в семи европейских странах. У нас она пройдёт на каналах «Культура» и «Дождь». Я этим фильмом очень горжусь.
– Как тебе кажется, с развитием техники специальность монтажёр исчезнет?
– Этого не произойдёт никогда. Просто потому, что практически у каждой профессии в кино есть две стороны – техническая и творческая. И если первую можно заменить компьютерами, то вторая уникальна. Появились люди, которые называют себя режиссёрами монтажа. Таким образом им хочется отделить себя от тех, кто просто освоил процесс, умеет нажимать кнопки и может под руководством режиссёра слепить нужные куски друг с другом. По-моему, режиссёр монтажа звучит так же абсурдно, как режиссёр кинокамеры. Монтажёр должен быть творческой личностью, чувствовать зрителя и понимать, что изменится в восприятии фильма, когда кадры подобраны так или иначе. Словом, настоящие монтажёры будут нужны всегда!
Юлия ЧЁРНАЯ
На снимке: Денис Велинский с женой Екатериной
Комментарии