От «Науки» до «Наутики»
От «Науки» до «Наутики»
От «Науки» до «Наутики»
Игорь Безменов всю жизнь занимался парусным спортом, работал тренером в яхт-клубе «Наука», участвовал в чемпионатах Советского Союза. В 1986 году он занял третьи места в Спартакиаде народов СССР и на первенстве России. Этот перестроечный год явился последним для парусного спорта в России и в Новосибирской области: перестали проводиться соревнования, а яхты ушли в частное пользование. Пошли с молотка и яхты «Чкаловца», бердского яхт-клуба и клуба радиозавода. Кого тренировать? Кому преподавать? Не осталось ни одной группы. Яхт-клуб превратился в стоянку, к которой люди приходят на выходных со своими компаниями, чтобы с бадейкой пива и кастрюлькой шашлыков отплыть на остров на пикничок. Пришлось собирать чемодан и уезжать, ведь к тому времени Игорь уже прошел армию и твердо решил продолжать заниматься «парусом». Закончил парусное отделение Краснодарского института физкультуры, работал капитаном в Геленджике, затем, когда, как говорит сам капитан, «парус рухнул», занимался коммерцией – шил одежду, тоскливо поглядывая в сторону моря. Однажды не выдержал, продал все и уехал работать матросом на грузовой пароход. Покатался по миру и как-то раз, сойдя с парохода, нашел место шкипера. В наш город Игорь вернулся с твердой целью возродить «парус».
– Расскажите, пожалуйста, предысторию своего увлечения, ставшего профессией.
– Еще в 1979 году наш тренер Инна Григорьевна Лукьянова, воспитавшая не одного чемпиона Союза, вывезла нас посмотреть парусные гонки на Олимпиаде-80, куда ее пригласили в качестве судьи. Я вспоминаю это, как чудесный сон: мы, тогда еще восьмиклассники, могли своими глазами видеть соревнования, фотографироваться с чемпионами, нам даже дали прокатиться на шикарной яхте «Линда». Правда, пропуска были выписаны всего на один день, но смекалка подсказала нам поставить через черточку вторую дату и продлить себе удовольствие. Но это были еще детские пропуска. Занимаясь яхтингом всю жизнь, я с уверенностью могу сказать, что уметь управлять яхтой – это настоящий пропуск в мир.
– У вас есть этот «пропуск»?
– Да, конечно. Я могу в любой точке планеты взять в аренду яхту и уплыть на ней, куда моей душе угодно. Последние несколько лет, пока я стоял у руля на пароходе Ice Princess, а потом – шкипером в гонках, я был во многих странах и проверил на себе, что отношение к человеку, который умеет управлять яхтой, не сравнить ни с чем: ни с деньгами, ни с положением в обществе. Это не социальный статус, а настоящее могущество. У такого человека люди видят в глазах ветер, а на лбу читают слово «свобода». Это оторванность от земли во всех смыслах и сила характера, мощное стратегическое мышление, которому надо учить с небольшого возраста. Вот почему мы с Инной Григорьевной сейчас собираемся набирать подростков для серьезных занятий. За пять лет обучения ребенок получит яхтенное образование с сертификатом международного образца, спортивную квалификацию, необходимую для обучения в Академии физической культуры и спорта по специализации «парусный спорт», в зарубежных морских институтах и работы на яхтах. Пока еще не поздно, пора возрождать то дело, которое умерло в России десять лет назад.
– Возвращение к истокам?
Инна Григорьевна: Не нужно никуда возвращаться. Здесь другое, гораздо лучше. В работе с детьми раньше не предусматривался очень важный момент – работа в экипаже. Ребенка сначала сажали на детскую яхту, а через год пересаживали на яхту побольше и давали ему матроса. Это была огромная проблема – человеку нужно переучиваться для работы с экипажем. Если человеку комфортно управлять одному, то можно забыть о серьезном яхтинге, где экипаж обязателен. Мы с самого начала будем формировать хорошие сработанные экипажи, которые будут иметь все шансы на участие и победы в гонках.
– Если к делу подошла сама Инна Григорьевна, значит, в Новосибирске скоро появится олимпийский чемпион?
– Нет, это другой путь. Нужно четко понимать, для чего мы учим человека, в каком классе яхт имеет смысл его учить. Ответ прост: в том классе, который имеет наибольшую популярность в мире и который может взять в аренду любой человек, обладающий сертификатом профессионального яхт-клуба. Просто прийти в любой порт, взять яхту и участвовать в гонке. Для этого и создан клуб «Наутика-Сиб». Дело в том, что все пути участия в российских соревнованиях у Новосибирска закрыты, поскольку это не финансируется государством. Выезжать на соревнования на Черное море в финансовом отношении гораздо проще спортсмену из Ростова или Москвы. Никто не сможет возить детей с их лодками из центра материка на Кубок России, поэтому не нужно морочить им голову этими олимпийскими наградами. Тем более, что сейчас во всем мире популярны гонки в любительских классах. Олимпиады проводятся раз в четыре года, а в 60 км от Рима в порту Ансио гонки Volvo Cup проходят каждые 15 дней. Существует даже любительский чемпионат Европы в классе «Beneto-25», где уровень участников порою сравним, а нет-нет и превосходит олимпийских спортсменов. Олимпизм вымирает: чемпион мира Пичугин, выступающий за сборную Украины, несмотря на специально подобранную команду чемпионов из США и других стран, в этом году занял в гонке «Beneto-25» всего лишь 12-е место. Думаю, это произошло оттого, что спортсмен привык, что у него есть собственное судно, которое снаряжают всем государством. А тут он попал на незнакомую ему обычную 25-футовую яхту, то есть в равные материальные условия с остальными гонщиками.
– Вы принимали участие в чемпионате Европы?
– Да, я взял пять человек из Новосибирска и собрал экипаж. Это был интересный эксперимент, поскольку никто из нашей команды не имел никакого отношения к яхтенному спорту. Они просто смогли оплатить поездку и аренду яхты, а я был их шкипером и единственным профессионалом, который в течение недели обучал экипаж основам управления яхтой. Те гонщики, которые знали об этом, смотрели на меня изумленными глазами и подходили познакомиться. Ведь мы заняли далеко не последнее место, соревнуясь с людьми, которые тренируются по два-три раза в неделю. На самом деле чуда никакого в этом нет: когда человеку предстоит участвовать в чемпионате Европы, он схватывает на лету то, во что я вникал тридцать лет. Когда азы пройдены, дело остается только за опытом.
– Не проще ли быть итальянским шкипером, чем постоянно ездить туда? Ведь вы, кажется, имели опыт работы с иностранными экипажами?
– Это совершенно не то, чего я хочу от своей работы. Я русский человек, моя родина – Новосибирск, Академгородок и проспект с говорящим названием «Морской». Я учился яхтингу на Обском море, здесь живет мой тренер, мои друзья. Зачем Магомету переезжать к горе, если есть возможность совершать к ней приятные прогулки? Важен, конечно, и статус капитана: одно дело, когда он работает на победу чужой страны, другое – своей. Ученые, иммигрировавшие из Городка, зачастую не имели другого выхода, но здесь есть не просто выход, а целый парадный подъезд и вид сверху.
Беседу вела
Мария ПЕТРОВА.
P.S. Набор групп подростков с 12 лет и взрослых в яхтенный класс с 4 января. Тел. 33-16-13, доп. 39; 33-26-69 (Инна Григорьевна); e-mail: nauticasib@mail.ru
Комментарии