Осень с послевкусием лета
Осень с послевкусием лета
В один из промозглых октябрьских дней, когда внезапно налетевший ледяной ветер, взметнув охапки золотой березовой листвы, застилал ею тротуар Морского проспекта, я зашел на несколько минут в вестибюль Дома ученых.
Отметив для себя все интересное в афише, свернул к Зимнему саду, чтобы пройти в картинную галерею, как вдруг полыхнувший на стене справа жар макового цвета меня остановил. То был пышный букет цветущих маков на золотисто-зеленом фоне. «Прекрасное украшение интерьера», – подумал я и пошел дальше. А там буйно расцвели розовые пионы. А еще дальше ирисы – желтые, фиолетовые, розовые, синие. Они и напомнили, кто автор выставки – знакомая рука художника Ирины Сокол. Почти каждый год летом, а на этот раз в середине осени, Дом ученых СО РАН устраивает выставку новых работ мастера холодного и горячего батика из Академгородка.
Ирина Юрьевна Сокол живет здесь с 1961 года, в детстве занималась в изостудии клуба «Калейдоскоп», а позже в Петербурге, получив высшее профессиональное образование, несколько лет работала художником в театре. Поставила 20 спектаклей. Посвятила много лет педагогической работе.
Сейчас Ирина летнее время проводит на Алтае (у нее там свой дом), зиму – в Академгородке, и рисует то, что задумано летом, дает мастер-классы по холодному и горячему батику.
Именно алтайское лето заряжает энергией ее творчество. В этих работах не только буйство красок и оттенков дачного цветника. Несмотря на условность изображения, кажется, что цветы на картинах живут, излучая внутренний свет. Отчасти это объясняется свойствами самого материала – белого, полупрозрачного шелка и легкими переливчатыми тонировками анилиновых красок. Рука мастера, крепнущая год от года, привносит в простые сюжеты неуловимое ощущение «присутствия в кадре». Ловлю себя на мысли, что будто бы сам вместе с художником провожу эти линии абрисов.
Искусство батика в процессе создания очередного произведения заставляет автора быть в постоянном интеллектуальном внутреннем диалоге. Это объясняется сложностью технологического цикла, ведь цвета на полотне проявляются не сразу, а после процесса окрашивания и промывки. Здесь невозможны исправления, как при работе в других техниках, – анилиновые красители не сотрешь резинкой и не счистишь мастихином. Но все труды и беспокойства окупаются радостью встречи с очередным творением.
Кроме настенных панно, Ирина выполняла заказы по росписи штор, покрывал, шарфов, блуз, платьев... Именно поэтому во многих домах жителей Академгородка есть ее работы. Немало у нее и зарубежных поклонников.
Середина осени. А на картинах Ирины Сокол – бесшабашное лето. Пионы, саранки, анютины глазки, ромашки, гладиолусы, лилии ну и, конечно, ее коронный сюжет – ирисы... Грустные и веселые, мрачные и праздничные, меланхоличные и мудрые. На выставке присутствуют и несколько пейзажей романтических и вполне реальных, среди которых узнаются НГУ и Дом ученых.
Выставка закончилась, но в Интернет-версии нашей газеты (www.navigato.ru) работами Ирины, посвященными жаркому лету 2012 года, можно будет любоваться еще долго.
Е. Марков
Видео с выставки здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=drwmkHmuFFQ
Комментарии