Областной праздник гармонистов
Областной праздник гармонистов
Областной праздникгармонистов
Сновавший сцифровым фотоаппаратом парень в русской рубахе словно являлся символом того,что русский фольклор будет благополучно развиваться и в XXI веке.
9 апреля в ДК«Академия» состоялся праздник гармонистов «Гармошечка-говорушечка». Стажучастников был очень разным – от четырех лет до «всю жизнь играю», но играливсе либо просто «здорово», либо «невероятно здорово».
В концертепринимали участие фольклорный коллектив НГУ «КрАсота», клуб «Эхо», детскийансамбль Петра Голухина и солисты: Виктор Звягинцев, Алексей Гончаров, ЕленаСлепченко, Анатолий Перевалов, Иван Давиденко, Сергей и Анатолий Ельцовы идругие. Опытные исполнители снабдили свою гармонь ремнями наперекрест, чтобыиграть не сидя, а стоя (некоторые, например Елена Слепченко, даже умудрялисьтанцевать).
ЧЕМ ЖИВЕМ, О ЧЕМПОЕМ?
Тематикойпесен и частушек, как обычно, была любовь и восхваление достоинств любимогочеловека:
Моя милка – стопудов –
Не боитсяверблюдов.
Увидаливерблюды –
Разбежались ктокуды;
а такжеденежные проблемы:
Бабка пенсиюдала
Своей внучкеАллочке.
Та купила на теденьги
Эскимо напалочке.
Слава Богу, всамом деле
Стал яразживаться:
Продал дом,купил ворота –
Станузапираться!
«ЧТО-ТО Я СЛОВАЗАБЫЛ…»
Когдадевятнадцатилетний Алексей Говорухин объявил, что сыграет «страдания»,пенсионеры завозмущались: «Куды тебе «страдания»? Молодой ишшо!» Идействительно, вначале Алексей пожаловался на личную жизнь («Шел я, шел инапевал – милашке голос подавал…»), потом – на материальное положение («Вочужой-то во деревне занимать приходится!»), а посередине «страданий» забылтекст, о чем страдал. Правда, молодой человек быстро нашелся и сымпровизировал:«Сердце рыбиной забилось – Что-то я слова забыл…» Все были в восторге.
«ОЙ, КАК ЧУДОВ-ТОЧУДИТ!»
Большойинтерес вызвало выступление отца и сына Ельцовых – Сергея Анатольевича иАнатолия Сергеевича. Оказалось, что обоих научил играть известный исполнительЛеонид Васильевич Чудов, входящий в десяток лучших гармонистов России. От душипоаплодировав ученикам, слушатели потребовали на сцену учителя. ЛеонидВасильевич, невероятно обаятельный и артистичный виртуоз, дурачился как мог –даже ремень у гармоники оторвался! К сожалению, публике пришлось вскореотпустить своего любимца: работники ДК, обеспокоенные воодушевлением любителейнародного творчества, решили напомнить о скором киносеансе, раздвинув занавесэкрана.
МАЛЕНЬКОМУГАРМОНИСТУ – МАЛЕНЬКАЯ ГАРМОШКА
ПетрВасильевич Голухин выступил с ансамблем своих учеников, младшему из которых,Сереже, на вид было лет пять. Малыши играли на совсем крошечных гармошках ссокращенным звукорядом. Подобные инструменты бывают в музыкальных магазинах, ипорой звук у таких гармошек-малюток более богатый, чем у стандартных, –некоторые модели звучат как целый оркестр. Надо сказать, что для ребенка играна таком удобном для него инструменте является не только способомсамовыражения, но и методом развития мелкой моторики рук.
ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ
Что касаетсярасхожего вопроса о том, когда же фольклор из разновидности концертноговыступления перерастет в истинно общенародный вид искусства, близкий и роднойкаждому, хочется ответить следующее. Истинно народным является искусство,которое откликается на проблемы, волнующие людей, на то новое, что появляется внашей жизни и даже отвечает на животрепещущие вопросы современности. Когда-тотаким искусством был рок, сейчас им еще остается, хотя и в меньшей степени,бардовская песня. Популярная же эстрада далека сегодня от реальности, какникогда. Поэтому, если фольклор будет откликаться на то, что волнует людей, ипри этом более полно отражать действительность, у него есть все шансы вернутьпозиции истинно народного искусства.
НА ГАРМОШКЕ ИГРАТЬ– ЛЕГКО!
Для тех, ктоинтересуется народными инструментами, следует сказать, что научиться играть нагармошке довольно просто (во всяком случае, по сравнению с баяном илиаккордеоном). Справа у гармони два ряда кнопок без диезов и бемолей, поэтомуиграют на ней только в двух тональностях – в ля миноре и до мажоре, причемтолько те мелодии, в которых диезов и бемолей нет. Зато диапазон у гармони нетак уж мал – три октавы (у баяна – пять).
Для тех, комуне нравится перспектива играть мелодии без диезов и бемолей, существует такназываемая гармонь-хромка, у которой сверху помещены три кнопки с диезами,которые встречаются наиболее часто (фа, соль и ре диез).
Слева устандартной гармошки идут три ряда кнопок. Два ряда с краю – это кнопки саккордами, которых всего лишь восемь. Принцип игры левой рукой очень прост:сначала нажимается бас, затем аккорд, который расположен кнопкой выше. Третийряд предназначен для «виртуозов»: это звукоряд в диапазоне одной октавы, чтобыпроводить мелодию и в левой руке.
По своемуопыту могу судить, что начав обучение «с нуля» по самоучителю, а еще проще –«методом тыка», по слуху, – уже через месяц можно исполнить перед гостяминебольшую концертную программу, состоящую из десятка песен вроде «Пусть бегутнеуклюже». Кстати, таковы же темпы обучения и на других народных инструментах –домре, балалайке и ложках. Ну и, конечно же, аргументом «за» может послужить тообстоятельство, что народные инструменты стоят гораздо дешевле «классических».
ЕленаСОЛОВЬЕВА.
Комментарии