Обычный ангел
Обычный ангел
Сын финского дипломата и чешки получил два образования – МВА в Чикаго и в Стенфордском университете, чтобы в один прекрасный день уйти с уютного и доходного места в компании IBM и стать бизнес-ангелом. Много лет директор компании Virtual Pro Мартти ВАЛЛИЛА, которого почти все отечественные ученые считали коварным охотником за бесплатными мозгами, доказывал, что пока уникальные изобретения наших «коперников» не запатентованы за рубежом, все желающие могут их легко украсть и сделать это без его помощи.
27-летнему сыну дипломата пожимал руку президент США Джеральд Форд и Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, и с тех пор его не оставляет желание поучаствовать в великих преобразованиях мироустройства, которые он видит в уникальных технологиях. «В то время я еще не знал, что мой отец в начале своей дипломатической карьеры участвовал в переговорах и выработке послевоенных соглашений между Финляндией и Советским Союзом. Тогда я не мог и предположить, что много лет спустя моя жизнь вернет меня на ту же геополитическую арену», – пишет Мартти Валлила в своей книге воспоминаний, которую собирается скоро издать на русском языке.
В поисках гениальных идей в Россию он приезжает уже 15 лет подряд и каждый раз навещает Академгородок, надеясь наладить с местными разработчиками новые контакты. Мартти считает, что венчурные инвестиции – это не пустые слова, и искренне верит в возможность зарабатывать деньги внедрением новых изобретений талантливых ученых, которые перевернут мир и спасут Россию от участи сырьевого придатка. Он встречается с авторами новых идей и на пальцах объясняет им схему, по которой развивается зарубежная инновационная экономика.
Несмотря на потрепанную кроличью ушанку, открытое загорелое лицо и простые манеры Мартти, первые несколько лет гениальные российские изобретатели смотрели на американского финна с недоверием. Мол, знаем мы, какие у вас благородные цели – мало вам богатств недр земли нашей, так еще и мозги приехали выкачивать из России-матушки. И здесь Мартти приходилось напрягать все свои дипломатические способности, которые достались ему по наследству. Ведь сказать ученому, что его мозги и разработки без грамотной защиты и хорошей презентации не имеют никакой рыночной стоимости – все равно, что плюнуть ему в лицо. Но в последнее время «Россия вспряла ото сна», и кое-что у него начало получаться – четыре отечественных разработки с легкой руки, а точнее крыла бизнес-ангела уже запатентовано в Финляндии.
– Вы давно и настойчиво обучаете наших ученых азбуке инновационной экономики. Когда рассчитываете пожать плоды просвещения?
– Да, я решил продвигать российские разработки на мировом рынке, хотя это и непросто. Россия нуждается сегодня в этом, как никогда. В помощи, конечно, нуждаются и голодающие дети Африки, только ведь я не Сизиф и помочь им ничем не могу, а здесь перспективы очевидны. Но когда перед тобой сидит человек, который, так и быть, готов продать тебе свою идею «всего за полмиллиона долларов» чуть ли не наличными, ошибочно представляя даже перспективную область применения его разработки на малоизученном рынке, приходится начинать с азбуки.
Я рассказываю им всю правду о том, как этот процесс происходит во всем мире. Хотя далеко не все готовы такую правду выслушать и принять, но с годами я вижу, что мои слова находят все более живой отклик. Объяснять приходится все реже. Зачем я это делаю? Наверное, потому что задача номер один для хорошего бизнеса – не заработать деньги, а мудро их вложить. Тогда это будут умные деньги. Ведь конечная цель бизнеса именно как дела жизни – развитие отрасли, куда хочется вкладывать силы и средства, чтобы гордиться полученным результатом. А если будет чем гордиться, то потраченные средства вернутся и, возможно, однажды принесут колоссальный доход.
– Звучит оптимистично. Признайтесь, вы идеалист?
– Простые истины всегда звучат красиво. А идеалист – тот, кто считает, что нефтяные и газовые запасы его страны бездонны, и основывать на их экспорте экономику огромной страны можно еще тысячу лет. Он живет в своем вымышленном мире, не имеющем ничего общего с реальностью. Ученые работают в институтах, всю жизнь занимаются наукой и непонятно зачем получают десятки российских патентов на свои изобретения, хотя весь рынок для их реализации находится не в России. Они понятия не имеют, что российские патенты ничего не значат на Западе и что спустя полгода после получения такого патента разработка публикуется в международном сборнике, из которого ее может совершенно безнаказанно позаимствовать любой желающий.
Вместо краткой декларации о прикладной ценности их изобретения, принятого в Европе и США, они публикуют исчерпывающие описания всей технической стороны своего ноу-хау, после чего получить зарубежный патент у них уже нет никаких шансов – предмет открытой публикации не может быть основанием для этого. Чтобы оставить возможность защитить свою разработку одновременно с российским патентом, нужно оформить PCT-анкету (на сертификат Ростеста), которая в течение года дает право зарегистрировать патент на изобретение в любой стране. Несколько раз в год я прилетаю сюда как раз для того, чтобы развеять этот наивный идеализм и начать работать.
– С какими разработчиками она уже ведется?
– Ученый-химик Игорь Помыткин из Института биохимической физики РАН первый в мире выявил первопричину возникновения болезни Альцгеймера и изобрел способ, как донести до клеток мозга натуральный препарат для лечения. Для создания прототипа лекарства и технологии мы организовали в Финляндии компанию Buddha Biopharma OY Ltd. Финская компания Cerebricon оплачивает доклинические испытания, но у проекта есть и другие инвесторы.
Еще одна российская разработка – сверхпрочный углеродный наноматериал. Ее автор, гениальная женщина 72 лет, работает в МГУ. Два патента на ее разработки принадлежали ныне покойному инвестору из Ирландии, и сейчас я веду переговоры с его фирмой, чтобы переоформить их на другого обладателя как наследство. В Новосибирске мы активно ведем переговоры с компанией «ИнтраОЛ», производителем бифокальных искусственных хрусталиков глаза, которые используются при операциях катаракты. Они уже сегодня готовы выйти на международный рынок – дело стало за патентом.
– Вас иногда называют охотником за мозгами, а иногда – бизнес-ангелом. Какое из этих определений ближе к истине?
– В каком-то смысле я действительно охотник за мозгами, поскольку в России ищу встречи с теми, кто способен адекватно оценить перспективы нашего сотрудничества и возможность выхода со своими разработками на зарубежный рынок. Мысль о том, что я способствую утечке мозгов из вашей страны – большая ошибка. Напротив, я делаю все, чтобы ваши разработчики никуда не уезжали и могли бы спокойно зарабатывать деньги, имея надежные зарубежные патенты на свои изобретения.
Насчет бизнес-ангела вопрос сложный. Так во всем мире принято называть мою деятельность, но реального дохода она еще не приносит, и я существую за счет других источников. Например, получаю правительственные гранты на участие в различных программах. Администрация Новосибирской области предложила мне вести мастер-классы по венчурным инвестициям. Поэтому пока справедливее было бы убрать из этого названия слово бизнес. Наверное, я обычный ангел.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии
Мария, добрый день ! Помогите связаться с Мартти Валлила, если не напрямую, то через его представителей в Академгородкею Заранее благодарен, Константин.
Мой email: smart68@mail.ru или +7 913 921 2900