О вреде курения и пользе общения
О вреде курения и пользе общения
В прошлом номере «Навигатора» была опубликована заметка об исследовательских проектах гимназии №5. Более подробную информацию о проекте «Курить – здоровью вредить!» мы получили от его авторов – учеников 10-го естественнонаучного класса и их педагогов.
Саша Артемов выступил с проектом на Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России», прошедшем в Московской области, и занял 1-е место в номинации «Медицина и пропаганда здорового образа жизни». Он рассказал, что там были представлены еще две работы о вреде курения, но проект гимназии №5 был наиболее целостным. В него включены социологические исследования, исторические сведения и результаты биологических и химических опытов на живых организмах.
Как признаются ученики, инициатива проекта шла от учителей, но и самих ребят волнует проблема табачной зависимости среди гимназистов. Не по душе некурящим подросткам наблюдать, как возле ворот гимназии собираются юные курильщики, а тем более вдыхать запах сигаретного дыма. Авторы антитабачного проекта единодушны в том, что никотиновая зависимость – это «форма наркомании».
И вот началась работа. Первым делом решили провести анонимное анкетирование в 7-11-х классах. Вместе с педагогами придумали вопросы для анкеты и возможные варианты ответов. После проведения опроса под руководством учителей Е. Горбатенко и С. Симоненко изучили его результаты и обнаружили следующее. Доля курящих среди старшеклассников гимназии составила 33%. Отвечающие на вопрос «Почему вы курите?» распределились так: желание казаться взрослее – 37%, неумение отказаться – 20%, любопытство – 18%, уход от проблем – 17% и некоторые другие причины, например стремление сбросить вес.
Среди предложенных мер профилактики табакокурения опрашиваемые выделили: проведение разъяснительных бесед, увеличение цены сигарет, а вот 25% уверены, что ничего сделать нельзя. Но авторы проекта с последним утверждением не согласны.
Непонятно, от каких проблем может увести курение, но зато ребятам удалось наглядно показать, к каким проблемам оно может привести. И ведь подействовало! После того, что своими глазами увидели подростки, многие из них отказались от пагубной привычки, а кто-то сократил число выкуриваемых сигарет (об этом свидетельствуют данные повторного анкетирования – 21% курящих).
А было так. В гимназии прошел слух, что в кабинете химии «мучают бедных рыбок», проводят с ними эксперименты. Народ потянулся, чтобы посмотреть. И действительно, войдя в кабинет, можно было увидеть довольно неприятную картину. На подоконниках стояли емкости с водой; рыбки в них выглядели удручающе: вялые, полумертвые, тельца покрыты кровоподтеками. Это полопались кровеносные сосудики. Дело в том, что в воду была опущена ватка, пропитанная вытяжкой табачного дыма. Естествоиспытатели пояснили, что таким же образом ядовитые вещества влияют на кровеносную систему людей.
И еще яркая иллюстрация вреда пассивного курения. Рядом стояли колбы с нагнетенным в них дымом. Подвижность тараканов, помещенных туда, резко снизилась, а через две недели они были мертвы, несмотря на наличие в колбах еды (хлеба).
Рыбки оказались менее выносливыми – две из них погибли на следующий день после начала эксперимента (вытяжка сигарет без фильтра). Рыбку из другой емкости (сигареты с фильтром) удалось спасти. В предсмертном состоянии ее поместили в чистую воду. Как рассказала И. Киселева, учитель химии и руководитель проекта, сейчас эта рыбка жива, но эксперимент имел для нее последствия: рыбка способна откладывать икру, однако потомство из этих икринок не появляется.
Парни тут же реагируют:
– Пусть задумаются девчонки, которые курят.
– Лично меня результаты эксперимента просто шокировали, хотя я не курю, – говорит Василина Шеховцова. – Все слышали, какой вред наносит здоровью курение. Но, наверное, многие курильщики думают, что их это обойдет. Не у всех же астма или рак легких. Наши опыты сильно подействовали на тех, кто сюда приходил. Это было видно по лицам.
В планы ребят входит провести презентацию проекта в 5-6-х классах. Начать они хотят опять-таки с анкетирования, иначе программа получится неполной. Также проект будет адаптироваться для демонстрации перед детьми начальных классов, чтобы малышам было понятнее.
Надо сказать, что в 5-й гимназии последние 10 лет существует программа «Полезные привычки», рассчитанная на младшеклассников. Эти уроки должны развивать в детях уверенность в себе, умение сказать «нет» в угрожающей ситуации, научить общаться и находить общий язык, ведь зачастую именно личностная потерянность и отдаленность от окружающих приводят к пагубным пристрастиям. Но программа предусматривает всего 8 уроков за учебный год, и проводятся они, как я поняла, в основном по специальным учебникам, где ситуации предлагаются в картинках, а правила поведения уже определены по стандартам.
Как показывает практика, ребятишки любят сами придумывать, творить, познавать новое на собственном опыте. Всегда есть опасность, что любопытство толкнет попробовать что-то ненужное, вредное, но этому могут препятствовать старшие наставники, направляя неуемную энергию взрослеющих детей в доброе русло. В этом смысле пример 10-го естественнонаучного класса очень показателен.
Ребята, с которыми я встретилась, – Саша Артемов, Василина Шеховцова, Слава Кобелев, Костя Штыхно не нудные «ботаники», а, в общем-то, обыкновенные подростки: веселые, порой ироничные, что характерно для их возраста, мыслящие, увлекающиеся. Например, Слава Кобелев с ученицей того же класса Машей Лялиной разработали и смастерили из подручных материалов макет автономной экофермы, позволяющей выдавать сельхозпродукцию, не загрязняя окружающей среды.
Сашу Артемова на конкурсе заинтересовал проект о вреде некоторых пищевых продуктов. И ребята собираются экспериментировать дальше. Объектами исследований станут пиво и питьевая вода.
Замечательно, когда подростки заняты делом и ощущают себя вместе с учителями одной командой.
– Хорошие у вас дети! – говорю Ирине Вальтеровне Киселевой.
– Да, не жалуемся. Мы в самом деле команда. В практической работе между нами возникает совершенно свободное общение на равных. Это очень важно. Учитель не чувствует себя главным или каким-то диктатором, а в процессе совместного обсуждения может увидеть зернышко, из которого произрастет конкретная идея.
Кстати, ребята попросили меня через газету выразить благодарность своим педагогам. Что я с удовольствием и делаю!
Ирина ТЕМНОВА
Фото автора
Комментарии