О народе, власти и бизнесе
О народе, власти и бизнесе
В Академгородке прошла международная конференция «Социальная ответственность бизнеса и государственно-частное партнерство», организованная СО РАН, Министерством регионального развития РФ и Администрацией Новосибирской области под патронатом Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и канадского Министерства по делам индейцев и развитию Севера.
Мероприятие изначально планировалось как двустороннее российско-канадское. В 2001 году полпред Президента РФ в СФО Леонид Драчевский и Министр Канады по делам индейцев и развитию Севера Роберт Нолт подписали меморандум о сотрудничестве. С тех пор появилась российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями». Ее научное сопровождение обеспечивает Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН.
В ходе подготовки конференция расширила формат до международного. В ней приняли участие ученые и эксперты из Венгрии, Польши, Китая, Японии.
Форум позволил обменяться опытом сотрудничества народа, власти и бизнеса при решении проблем в разных странах. Были представлены доклады о совместной борьбе с пандемией свиного гриппа канадских корпораций и коренного населения, антикризисных стратегиях в Китае, освоении острова Хоккайдо в послевоенный период на основе государственно-частного партнерства. Организаторы обеспечили интернет-трансляцию и прямую связь в формате видеоконференции с Красноярском, Кемерово и Иркутском.
Одним из наиболее интересных был доклад директора Института по изучению корпоративной социальной ответственности из Университета Райерсона профессора Кернагана Вебба. Он рассказал, что корпоративная ответственность в Канаде и других западных странах обычно понимается как добровольные, не предписанные нормами обязательства. Вебб подробно изложил, как сотрудничает с населением горнодобывающая и химическая промышленность, лесное хозяйство и банковский сектор. У корпораций, проявляющих заботу о местных жителях и своих собственных сотрудниках, есть уверенность, что все законы будут соблюдаться. Профессор недвусмысленно дал понять, что в условиях коррупции в России сложно говорить об ответственности бизнеса перед обществом, поскольку при такой системе чиновники в основном действуют в частных интересах.
– В Канаде нередко какая-либо экологическая, социальная или потребительская проблема привлекает к себе целую комбинацию инструментов государства, частного бизнеса и гражданского общества, – объясняет Кернаган Вебб. – Они совместно принимают необходимые законы и добровольные кодексы, вводят новые стандарты. Иногда в этом участвуют различные институты – государственные и частные агентства. Они помогают разрешить споры или провести мониторинг. Но для всего этого нужны четко работающие механизмы. Когда мы говорим о социальной ответственности бизнеса, подразумевается, что она есть и у государства. Поэтому по перспективам соцответственности бизнеса в России возникает целый ряд вопросов. Все ли стороны могут влиять на разработку законодательства? Идут ли действующие законы в ногу со временем? Прозрачны ли в стране экономические процессы? Есть ли возможность некоррумпированного исполнения законодательных актов?
Профессор Высшей школы экономики Леонид Полищук попытался донести до представителя западного стиля мышления принципы существования ответственного бизнеса в России. Он заверил, что частные структуры нередко у нас становятся альтернативой государственному регулированию и могут решать серьезные проблемы без участия власти. Более того, частным образом такие вопросы решаются быстрее и эффективнее, поскольку государство – слишком громоздкая и неповоротливая конструкция со слабым административным звеном.
Опыт показывает, что лучше всего налаживается контакт общества и бизнеса в тех районах, где есть крупные градообразующие предприятия, такие как «Газпром» или «Норильский никель». По такому же принципу работали многие советские заводы, организуя местным жителям социальные услуги и инфраструктуру. Многие жители Городка наверняка помнят, что в советские времена Сибирское отделение АН СССР организовало столы заказов, чтобы обеспечить людей основными продуктами питания. Так что, по сути, термин «корпоративная соцответственность» – это воплощение старой практики в современной форме.
Обсуждая с местным населением и своими сотрудниками все проблемы «тет-а-тет», по мнению Леонида Полищука, корпорации получают своеобразную «общественную лицензию» на свою деятельность. Другое дело, что для эффективного диалога с бизнесом нужна не только готовность корпорации. Сначала самому обществу необходимо стать нормальным гражданским институтом, а не группой агрессивных и пассивных людей с похожими мнениями. Да, нас слишком долго никто не слушал, а наши деды и родители научились критиковать власть на кухнях. Но ведь условия постепенно меняются, а мы продолжаем хранить верность отцовской традиции. Если мы, жители Академгородка, действительно имеем общие проблемы и хотим, чтобы их решение кто-то взял на себя, то необходимо, как минимум, объединиться и начать четко излагать свои пожелания конкретным адресатам. Нужно понимать одно: если с местными системами не договоримся мы, это сделают другие, удовлетворив только свои интересы. Чаще всего сегодня удается договориться власти и бизнесу.
Одной из причин давления властей на бизнес («вынужденная соцответственность») профессор Полищук назвал централизацию государственного управления. Разнообразие местных условий в регионах, по его мнению, сильно снижает эффективность регулирования местных процессов «из столицы». Образующийся дисбаланс между доходами и обязательствами местных органов власти заставляет искать помощи у коммерческих компаний. Самый распространенный из примеров успешного сотрудничества – это социальная активность бизнеса в обмен на разрешение временно уклониться от налогов. Но метод пряника – далеко не единственный способ для власти добиться поставленной цели. В Новосибирской области, в отличие от соседних регионов, такая практика и вовсе не популярна.
Недостаточная защищенность прав собственности повышает уязвимость компаний к внешнему давлению: сегодня ты отказался спонсировать городской праздник – завтра работа твоей компании парализована внеочередной налоговой проверкой. Рост количества проявлений такой «соцответственности» заметно снижает ее качество. Леонид Полищук сообщил, что Россия находится на 92-м месте из 115 стран по защите прав собственности (International Property Rights Index Report 2008). Отсутствие в обществе уважения к чужой собственности и слабое представление о том, какими усилиями она заработана, наводит людей на мысль о несправедливости социального неравенства и толкает их к иждивенчеству. Социальные инвестиции российских компаний рассматриваются как средство искупления «первородного греха» и ассоциируются с сомнениями в законности прав собственности их акционеров. Это восприятие бизнеса пришло в рыночную экономику из коммунистического прошлого, где в последние годы были популярны слова «спекулянт», «фарцовщик», «барыга». Многие пожилые люди до сих пор видят в предпринимательстве, в особенности в торговом бизнесе, узаконенный способ нечестной наживы. При таком отношении попытка диалога населения и бизнеса ничем не отличается от принципа коррупции «деньги есть – делиться надо». Каких бы благ цивилизованного Запада ни желали себе россияне, добиваться их нужно не с помощью крушения неугодной системы, а оздоровлением менталитета общества. С этим мнением согласилось большинство участников конференции.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии
Вы "об чём"? "Хоспода"! Разбогатеть? Да легко! Это "чёли" цель? А чё вы потом со "всем энтим" делать будете? В России... в провинции... а вокруг одно шакальё... и "оне" не чтут Уголовный Кодекс...
"Это восприятие бизнеса пришло в рыночную экономику из коммунистического прошлого, где в последние годы были популярны слова «спекулянт», «фарцовщик», «барыга». Многие пожилые люди до сих пор видят в предпринимательстве, в особенности в торговом бизнесе, узаконенный способ нечестной наживы." Позвольте, слово "спекулянт" имеет очень давнюю история, а "фарцовщик" - это действительно продукт второй половины 5О-х годов. И то, и другое подразумевало под собой получение дохода нечестным (не соответствующим действующему законодательству) путём. И то, что такая деятельность вызывала общественное порицание, вполне логично и оправдано. Не думают ли уважаемые представители бизнеса, что психологию людей так же быстро можно изменить, как разбогатеть (за 3-5 лет)? А чтобы ускорить этот процесс нужно действительно чем-то жертвовать, причём из собственного кармана, чего бизнесу ой как не хочется! Вот он и идёт не к населению, а к власти, попутно активно в неё внедряясь, чем вызывает ещё большее раздражение у налогоплательщиков, которые исправно платят за всё, что определено Законом, а взамен получают лишь полное разочарование. Всё на поверхности и всё понятно. Насильно мил не будешь, как говорится.
"Уезжайте в тайгу, сколотите себе домишко, живите подножным кормом. А не можете - так и нечего бухтеть беспрерывно. Противно жить в постсоветском обществе безруких и безмозглых иждивенцев." Господи, как я уже полюбила эту фразу!!! Уже пора всем иногородним выпускникам НГУ выдавать с вместе с дипломом пачку визитных карточек с подобным текстом, пусть раздают на радостях всем жителям и прохожим, может действительно полегчает?))) А мне интересно спросить у автора приведённых выше строк сам-то он вырастил плодовое дерево, кустик, на худой конец картофельный? Чует моё сердце, что нет. А вот мы здесь в 90-х и выживали с детьми малыми на 50% за счёт того, что Вы называете "подножным кормом". Если противно жить в постсоветском обществе, так границы, слава Богу, открыты. Как поётся в песне:"Молодым везде у нас дорога...". Аль не приглашают никуда? ))) Моих вот пригласили и они уехали. Снимают квартиры и не плачут, возвращаться не торопятся пока. А Вы хотите сразу и непременно полную тарелку. Попробуйте! Нужно сказать, что у некоторых действительно получается, только для этого качества нужны, которые мы у своих детей, мягко говоря, не приветствовали. Хорошо это или плохо? Скорее плохо, потому что им жить труднее со своими моральными принципами в новом обществе. А пашут на работе как бобики, будьте уверены, со своим мегаобразованием. Поэтому каждому своё. Ну а пожилых НЕ ВАМ судить, уж простите!
"Уезжайте в тайгу, сколотите себе домишко, живите подножным кормом. А не можете - так и нечего бухтеть беспрерывно. Противно жить в постсоветском обществе безруких и безмозглых иждивенцев." Господи, как я уже полюбила эту фразу!!! Уже пора всем иногородним выпускникам НГУ выдавать с вместе с дипломом пачку визитных карточек с подобным текстом, пусть раздают на радостях всем жителям и прохожим, может действительно полегчает?))) А мне интересно спросить у автора приведённых выше строк сам-то он вырастил плодовое дерево, кустик, на худой конец картофельный? Чует моё сердце, что нет. А вот мы здесь в 90-х и выживали с детьми малыми на 50% за счёт того, что Вы называете "подножным кормом". Если противно жить в постсоветском обществе, так границы, слава Богу, открыты. Как поётся в песне:"Молодым везде у нас дорога...". Аль не приглашают никуда? ))) Моих вот пригласили и они уехали. Снимают квартиры и не плачут, возвращаться не торопятся пока. А Вы хотите сразу и непременно полную тарелку. Попробуйте! Нужно сказать, что у некоторых действительно получается, только для этого качества нужны, которые мы у своих детей, мягко говоря, не приветствовали. Хорошо это или плохо? Скорее плохо, потому что им жить труднее со своими моральными принципами в новом обществе. А пашут на работе как бобики, будьте уверены, со своим мегаобразованием. Поэтому каждому своё. Ну а пожилых НЕ ВАМ судить, уж простите!
Cтудент всегда был полуголодным. И при царе и при сталине. Антисоциальное поведение бизнеса, класса имущего всегда приводило к революциям, крови и т.д. К сожалению отдельно взятому бизнесмену это в голову не вложишь, да и образование с воспитанием у него частенько ниже среднего. Поэтому процесс воспитания бизнеса, т.е его субьектов - это процесс длинный, т.е. вечный.
>Начнем с того ,что собственности, кроме квартир и дачных учасмтков, у нас в стране никто и никогда не заработал. Квартиры и землю под дачи вам раздавали в порядке очереди, товарищи-граждане СССР! Это сейчас молодые люди пытаются заработать их своим горбом и стоят они бешеных денег. А вы-то как раз получили их ни за что, оказавшись в нужном месте в нужное время! Да вы не знаете, что такое настоящая работа по 15 часов в день. Вы никогда не жили при рыночных отношениях, когда приходишь домой и падаешь без сил и отдаешь ползарплаты за аренду квартиры! Посмотрели бы внимательно, каково сейчас молодежи живется. Да не вашей золотой молодежи, которой вы свои квартиры полногабаритные поразменивали, а обычной, которая с пустыми карманами приехала учиться в НГУ и выживает как умеет со своим высшим образованием. Стыдно за всех вас! А за журналистку хорошую обидно, что год за годом мечет бисер перед свиньями.
> Бизнес - это пока институт общественного презрения. > А что - что-то изменилось с тех пор, коглда бы спекулянцы, форцовщики и барыги ? А Вы сами-то пробовали им заниматься хоть раз в жизни? Считаете, что это так легко? Прежде чем делать такие заявления, поговорили бы хоть с кем-то из людей, кто занимается бизнесом. Советский район - он действительно до мозга костей советский, и люди в нем живут как на Марсе, даже не думая, откуда берутся продукты, которые они едят, одежда, которую они носят и техника, которой они пользуются. Наверное, все это вам подсовывают злобные буржуи втридорога, а не ваши собственные соседи, делающие свое дело, с горем пополам сводя концы с концами, уплачивая в казну налоги и обеспечивая рабочими местами ваших же детей и внуков. Раздевайтесь тогда догола, перестаньте кушать и пить, посещать магазины и кафе - все это происки бизнесменов, сдирающих с вас, бедняг, последнюю шкуру! Нечего подкармливать бизнес, раз он так вредит вашей жизни. Уезжайте в тайгу, сколотите себе домишко, живите подножным кормом. А не можете - так и нечего бухтеть беспрерывно. Противно жить в постсоветском обществе безруких и безмозглых иждивенцев.
А что - что-то изменилось с тех пор, коглда бы спекулянцы, форцовщики и барыги ?
Насчет отсутствия представления о том, как была заработана собственность. Начнем стого ,что собственности, кроме квартир и дачных учасмтков, у нас в стране никто и никогда не заработал. Если "зарабатыванием" собственности считать реформы Гайдара и Чубайса, то института заработанной собственности у нас в стране нет и не было. В этом - первопричина всех бед - экспроприированная собственность, полученная бизнесом в форме присвоения чужой, народной, государственной собственности, ,никогда не порождит социальной ответственности. Социальная ответстсвенность - высшая форма моральной деятельности, плод победы интеллекта над зоолгическими потребностями, алчностью и т.д. Поэтому в силу отсутствия генетических услорвий для создания генов социальной ответственности, ее никогда не появится. Для бизнеса в нашей стране нужно было: быть жадным, не иметь совести и страха перед уголовным кодексом. Бизнес, который не уважаем социаум, не может сам себя изнасиловать до такой степени, чтобы полюбить этот социум и начать о нем думать. Бизнес - это пока институт общественного презрения.