• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 03:10 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Новогодние истории: как директор ИЯФа стал учителем физики в СУНЦ НГУ

    Новогодние истории: как директор ИЯФа стал учителем физики в СУНЦ НГУ

    Новогодние истории: как директор ИЯФа стал учителем физики в СУНЦ НГУ

    Павел Владимирович Логачев — директор Института ядерной физики СО РАН и один из самых молодых академиков РАН — в уходящем году впервые выступил в новой для себя роли: с сентября он работает преподавателем физики у десятиклассников СУНЦ НГУ (бывшая ФМШ). Легко ли превратиться из академика в школьного учителя и какие подарки, сами того не зная, школьники дарят своему новому преподавателю, Павел Логачев согласился рассказать накануне праздников.

    Передача ремесла

    — Павел Владимирович, расскажите, что заставило известного ученого, а теперь и академика РАН, стать школьным учителем?

    — Здесь есть несколько моментов. Первый — я сам два года учился в физматшколе. И для меня это очень важный этап в жизни. Чем дальше, тем больше я понимаю его важность. Это то время, когда человек принимает самые важные и значимые решения, которые впоследствии так или иначе определяют его судьбу. И сейчас моя задача заключается в том, чтобы те ребята, которые приезжают сюда, в физматшколу, все-таки оставались в науке, работали в нашем Академгородке, в наших институтах, в Сибирском отделении. Вот это главный момент. Потом, когда они будут учиться в университете, на их выбор, конечно, можно повлиять, но уже не так сильно, не так определяюще, как сейчас, пока они в ФМШ.

    Сюда приезжают лучшие ребята из всех регионов Сибири, Дальнего Востока, даже с Урала, из Казахстана. Это огромная территория и замечательные дети. И возможность положительно на них повлиять — это очень важно, как мне кажется, для любого научного сотрудника, который думает о будущем своей системы.

    — Легко ли было вписать две еженедельные лекции и семинар в СУНЦ в ваш и без того плотный рабочий график?

    — Вы знаете, человек сам определяет, что считает важным или не важным. Дело в том, что никогда нельзя ссылаться на занятость, плотность графика и т. д. Всегда, если есть необходимость, есть желание, есть понимание важности этого дела, всегда можно находить время. Тем более, что в Институте ядерной физики работают мои коллеги, мои учителя, люди очень талантливые, умные, многие из которых и умнее, и талантливее меня. Поэтому я могу выделить время на такие важные в стратегическом понимании вещи как работа в СУНЦ. Для ребят мои лекции и семинары — это прямое общение. Причем это профессиональное общение. Я с учениками на семинарах не говорю на отвлеченные темы. Мы обсуждаем физические задачи, ищем нестандартные, красивые решения, анализируем их. Школьники же на этих задачах исследуют мир. Для них это — неизвестное. Они учатся открывать новое для себя. Вот это и есть передача ремесла.

    Быть на равных

    — О чем нужно помнить успешному ученому, когда он входит в школьный класс?

    — Работать с детьми, с одной стороны, труднее всего, а с другой стороны — благодарнее всего. Дети никогда не допускают фальши. Они очень искренни и видят всегда настоящее. И ты должен им показывать настоящее. И если ты где-то ошибся, то надо так и сказать: «Да, ребята, я здесь ошибся, вы за мной следите». И они, правда, следят, меня поправляют, видят мои ошибки. И это прекрасно. Я их за это всегда поощряю. Такой и должна быть работа в команде, когда вы работаете вместе, замечаете ошибки своих коллег и им помогаете, а они помогают вам. И вместе вы — сильная команда. Это и есть коллективная работа. По сути, в хорошем научном коллективе так всегда и бывает. Я с ними работаю на равных и не брошу их ни за что.

    — Согласны ли вы с тезисом о том, что раньше подростки были более развиты, более эрудированы?

    — Нет, дети сейчас прекрасные. Тем более, у меня в группе нет детей, которые были бы победителями олимпиад. Но среди этих ребят есть, по крайней мере, 4-5 человек очень сильных, у которых потенциал просто фантастический. У них неплохой прогресс. И мне доставляет удовольствие видеть их совершенствование. Я думаю, что все у них получится.

    — То есть разговоры о плохих детях — это что-то из серии про деревья, которые в наше время были выше?

    — Конечно!

    — Чему директор Института ядерной физики сам учится у школьников?

    — Мне крайне интересно, чем живет молодежь сейчас, о чем они думают, о чем мечтают, как у них устроена логика. И с удивлением для себя я обнаруживаю, что эти ребята мыслят примерно также, как я мыслил в их возрасте. Я не ожидал такого, честно говоря.

    Отдать долги

    — Можете вспомнить, как сами были в их возрасте и учились в тогда еще ФМШ?

    — Было, конечно, очень трудно учиться. Нужно было много работать, но в награду я получал радость видеть красоту того, чего раньше не понимал. Тогда в разных институтах Сибирского отделения для фмшат работали спецкурсы, такие и сейчас делаются. Мы ходили в институты. Я и в ИЯФ ходил, и в теплофизику ходил. И вот этот контакт с настоящими учеными, он оказался очень-очень важен. У меня физику вел Николай Александрович Мезенцев, сейчас он — замдиректора нашего института. Он — замечательный специалист в области физики ускорителей и накопителей, он делает лучшие в мире сверхпроводящие устройства для генерации синхротронного излучения. Нет ни одной компании, которая с ним могла бы соревноваться. Он учил меня физике два года, вел семинары. И я, пока сам не начал работать в ФМШ, чувствовал в себе всегда вину, потому что я не отдал долг. Осознавал, что мне нужно было обязательно идти преподавать.

    — С 2010 года ваш институт ежегодно выделяет стипендии талантливым ученикам СУНЦ. Следите ли вы за их судьбой после окончания школы?

    — Да, конечно, следим. Но не надо думать, что мы делаем это исключительно для ИЯФа, для себя. Мы понимаем, что эта стипендия в 5 тыс. руб. ежемесячно — поддержка талантливых ребят, которые без нашей помощи, наверное, не остались бы в ФМШ. И не важно, кем они будут, — физиками, химиками, биологами. Важно, что они останутся в нашем Академгородке и составят его будущую научную основу. Это самое главное.

    Про время и мечты

    — Что бы вы добавили в системе образования в СУНЦ, если бы могли?

    — Знаете, как говорил Микеланджело? Надо убрать все лишнее, чтобы осталась одна красота. ФМШ по сути заложенной в ней идеи, ее коллектив, ее преподаватели - это такой уникальный самородок, что для нее уже и не нужно ничего лишнего. Она дает сильнейшее классическое образование, которое совмещено с исследованиями, потому что преподают ученые. Их задача — исследовать мир. И они хотят научить этому же детей на примере конкретной задачи. Этому в обычной школе не учат. Это и есть главное. Это надо беречь и сохранять.

    И поэтому очень важно, чтобы в ФМШ работали ученые. Я пошел работать в ФМШ, чтобы у других ученых не было отговорки, что у них нет времени на такую работу. Исключить этот аргумент — это еще одна утилитарная задача, которую я ставил, когда пошел туда работать. По крайней мере, для сотрудников ИЯФа.

    — Наше интервью выходит накануне Нового года — для вас первого года в роли преподавателя СУНЦ и академика РАН. Поэтому логично, что именно вас мы просим поздравить своих учеников и коллег с наступающим праздником.

    — Хочется пожелать, чтобы в новом году все люди — и ребята, школьники, и их учителя, и научные сотрудники — осуществляли свою мечту. Очень важно, чтобы была мечта. Еще важнее, чтобы эта мечта осуществлялась. Я часто повторяю это, потому что считаю очень важным.

    Ольга Лошкарева, фото Софии Аболишиной

    www.nsu.ru/Logachev_SUNZ

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    107 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    94 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    96 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    97 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    123 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    95 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное