Новая жизнь ЦАРЗа
Новая жизнь ЦАРЗа
Старейшее предприятие Левобережья – автомобильный ремонтный завод – за год изменился до неузнаваемости. Сверкают на солнышке отделанные сайдингом фасады и пластиковые окна производственных корпусов. Но еще больше, чем внешний вид цехов, поражает их «начинка» – современное импортное оборудование для диагностики и лечения автомобильных «недугов», аналогов которому нет в России.
«ГОТОВИТЬ КАДРЫ БУДЕМ САМИ»
На акционерном предприятии «15 центральный автомобильный ремонтный завод» завершилась первая очередь комплексной реконструкции и технического перевооружения. Генеральный директор Виктор Романов рассказал о поэтапной модернизации, проходящей в рамках долгосрочной федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса. Почти все задуманное на 2010 год удалось реализовать. Сейчас главный вопрос – кто будет управлять автоматическими линиями стоимостью миллионы евро?
– Подготовка специалиста-производственника – дело непростое, – говорит Виктор Романов. – Губернатор Василий Юрченко в связи с проходящей в области реформой профтехобразования недавно озвучил, на мой взгляд, правильное решение: перенять опыт Германии, где квалифицированных специалистов готовят на хорошо оснащенных рабочих местах. Когда инструкторы и наставники проведут обучение, государство компенсирует предприятию понесенные затраты. Такой порядок нас устроил бы.
Переобучению подлежат все работники, включая и ветеранов, изъявивших желание остаться на заводе. Условия для всеобуча созданы. «Штучную» подготовку операторов и программистов проводят специалисты фирм, которые занимаются поставкой, монтажом и наладкой высокотехнологичного оборудования. В контракте с поставщиками оговорены и формы обучения – непосредственно на предприятии или с выездом в командировку в Германию или Швейцарию.
ПЛЮС СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Решающую роль на пути авторемонтников к прогрессу сыграл директор завода Виктор Романов. Кадровый военный и крупный специалист в области эксплуатации и ремонта автомобильной техники и тепловых двигателей (этой теме посвящена его докторская диссертация), трудоголик, инициативный и целеустремленный человек, шесть лет назад он возглавил предприятие и спас от казавшегося неминуемым банкротства.
Почти 75 лет «15 ЦАРЗ» был военным заводом. Став полтора года назад акционерным обществом в составе холдинга ОАО «Оборонсервис», благодаря усилиям директора предприятие не только не потеряло своего оборонного значения, но и дальше рассчитывает львиную долю заказов получать от «оборонки». Может оно выполнять и заказы города по ремонту муниципального транспорта. Бесценен завод и как работодатель: только для реализации программы первой очереди реконструкции потребуется создать до тысячи рабочих мест.
Заманчива перспектива сделать на базе предприятия высокотехнологичную площадку для производства запчастей и сборки автомобилей. В одном из его цехов при дальнейшей модернизации планируется запустить литейное производство, а это шаг к претворению в жизнь многообещающих задумок.
В ЦЕХАХ ПАХНЕТ БУДУЩИМ
Вместе с начальником производства завода Николаем Кураковым идем по ожидающим пуска цехам. В бытовых и производственных помещениях чисто и светло. И непривычно тепло, добавляет мой спутник и гид. Если раньше работники не снимали фуфайки и все равно мерзли, то теперь ходят в легких спецовках, а то и в футболках. В то же время заводская котельная сейчас обходится одним газовым котлом и здорово экономит на теплоэнергии. Все потому, что строители полностью поменяли отопительные системы, утеплили стены, крыши и коммуникации.
Почти год завод работал на малых оборотах и с той лишь целью, чтобы поддержать людей. «Кормильцем» всего персонала и единственным действующим подразделением оставался цех большегрузных автомобилей, который не прекратил ремонты КамАЗов и «Уралов» даже во время замены крыши. Скоро вступит в строй главный промышленный корпус, и «большегрузный» будет реконструирован.
К сентябрю-ноябрю намечено завершить первый этап реконструкции производства и параллельно с выходом на предполагаемую мощность приступить ко второму – строительству нового производственного корпуса. Фактически по площади это будет еще один такой же завод, с тремя производственными линиями. В числе прочей в новом корпусе будет ремонтироваться и бронетехника.
ЛЮДИ – ЗА ПРОГРЕСС
В завершение экскурсии знакомлюсь со специалистами – теми, кто уже готов работать на новом оборудовании или только учится. Ветеран завода автослесарь-агрегатчик с почти 30-летним стажем Виталий Покидов – непревзойденный мастер по выявлению дефектов мостов, коробок и раздаток. Долгое время он имел личное клеймо и работал на самоконтроле. За короткий срок освоил работу на компьютеризированном обкатном стенде и сейчас с нетерпением ждет заказов. От нового оборудования в восторге: вмешательство человека – минимальное, культура производства – максимальная.
А вот недавнему выпускнику колледжа, начинающему автомеханику Антону Фирсову предстоит многому научиться, чтобы стать хорошим контролером технического осмотра автомототранспортных средств. Условия работы в цехе диагностики превзошли все мечты молодого специалиста. Он с удовольствием вникает в возможности немецкого стенда для диагностики полноприводных автомобилей «МАХА». Но каким бы «умным» ни было оборудование, последнее слово всегда за мастером.
Люди поверили в перемены и поддержали предложенный директором курс на модернизацию и лучшую жизнь. Но, по словам Виктора Романова, сегодня завод лишь в начале большого пути. Чтобы его успешно преодолеть, потребуются не только супертехнологии и квалифицированные работники, но и ответственность, самодисциплина.
Петр ИВАНОВ
Комментарии