Никита Катешов: «Бизнес – это люди»
Никита Катешов: «Бизнес – это люди»
Сегодня производством бутилированной воды в нашем городе занимаются многие компании. Самый раскрученный бренд – «Чистая вода», завод которой открылся недавно на Бердском шоссе. Но мало кому известно, что второе место на новосибирском рынке прочно держит компания «Росинка» из Академгородка. Вниманию читателей предлагаем интервью с директором и учредителем «Росинки» Никитой КАТЕШОВЫМ.
Мысль заняться производством очищенной бутилированной воды впервые была реализована на Западе. Первая пластиковая бутылка появилась в 1973 году. Ее изготовили для компании Pepsi и запатентовали. Спустя 10 лет емкость бутылки увеличилась, как и разнообразие напитков. В 80-х обычную питьевую воду уже вовсю продавали за рубежом. Однако и в богатой многоводными реками России оказалось не все в порядке с качеством питьевой воды, поэтому бизнес, предлагающий потребителю безопасную вкусную воду, со временем стал востребован. Поначалу многие удивлялись: «Скоро уже воздух продавать начнут», а потом попробовали и оценили – к хорошему быстро привыкаешь.
Справка: Никита Катешов окончил школу №130. Во время учебы год прожил в США, куда поехал по программе обмена школьников. Окончил СибАГС по специальности «управление и право». Работал переводчиком, затем – продавцом в магазине бытовой техники и в первой «Нью-Йорк Пицце» в ТЦ Академгородка. В 2000 году по предложению своего отца решил заняться «водным» бизнесом и организовал «Росинку». В самом начале вложений потребовалось не слишком много, примерно как стоимость квартиры. На тот момент этот рынок был представлен одной единственной компанией «Чистая вода», и, чтобы завоевать собственные 10% места под солнцем, нужно было изрядно побороться за вкусовые качества такого, казалось бы, безвкусного продукта.
– Почему в качестве темы бизнеса была выбрана именно питьевая вода?
– Сложно сказать, почему выбрал то, а не это. Ведь объяснение «просто так вышло» звучит совсем не интригующе. Если начать вспоминать, откуда взялись такие идеи, могу сказать, что у нас в Академгородке жил американец Чед Герман. Многие его узнавали по собаке редкой породы «хаска», с которой он всегда гулял по Верхней Зоне. А мы с ним были знакомы благодаря совместной работе в NYP. Ему первому пришла в голову идея наладить производство питьевой воды в Новосибирске, и он первым осуществил это. Сначала вел свой собственный маленький бизнес, потом какое-то время существовал в составе «Чистой воды», сейчас, кажется, уехал обратно в Штаты. На самом деле, я мог бы заниматься любым бизнесом, даже торговым. Возможно, так и поступлю, когда окончательно увижу, что «Росинка» развивается сама и не требует моего пристального внимания.
– Разве бизнес не всегда требует пристального внимания? А как же тогда теория «сгорел на работе», в которой руководители ставят знак равенства между словами «работа» и «жизнь»?
– Думаю, все зависит от схемы работы и уровня доверия сотрудникам. Бизнес не должен держаться только на одном директоре компании, который никому не способен делегировать свои полномочия. От этого страдает и развитие дела, и сам директор. Очень важно подобрать в свою компанию группу единомышленников, которым можешь доверять принятие решений. Если бизнес построен правильно, а управляющий костяк отлично ориентируется в теме, то личное присутствие владельца во всех сферах и вопросах совершенно не обязательно.
Когда мы только начинали продавать воду и в день удавалось сбыть всего несколько бутылок, некоторые подумали, что причиной всему уже освоенный рынок, на котором новому игроку нет места. Но потом я пригласил в «Росинку» своего одноклассника, очень общительного человека с бессчетным количеством контактов в записной книжке, и дело пошло в гору. Никаких хитрых маркетинговых стратегий – он просто открыл блокнот и стал обзванивать всех знакомых, предлагая им попробовать «Росинку». Дальше все зависело только от качества и скорости обслуживания, ну и, конечно, от цены и вкуса воды. Когда клиент доволен, он сам практически становится твоим рекламным агентом, искренне советуя знакомым твой товар. Рынок не может быть насыщен, если на нем нет альтернативы одной компании.
– Что дал вам год жизни в США в школьном возрасте?
– Тот год был непростым. Считаю его школой жизни, как многие считают для себя армию. Я был единственным русскоязычным учеником в крошечном городке с одним единственным светофором и совсем небольшим населением. Американцы не любят эмигрантов, поэтому чтобы не остаться одному и не провести весь год, забившись в угол, необходимо было стать для них своим. Это было очень непросто. Искренностью они не отличаются, что, пожалуй, их в корне отличает от русских. Если наши люди кажутся хмурыми, то, по крайней мере, это их честное выражение лица. Там же перед тобой рассыпаются в комплиментах и улыбках, но ты очень быстро понимаешь, что такое поведение ничего не означает и является просто нормой для воспитанного американца. С другой стороны, я увидел в них много хорошего, чего, к сожалению, нет в наших людях. Они неравнодушны к тому, что происходит вокруг, неспособны бросить мусор мимо урны. Кажется, у нас это называется социальной ответственностью. Но здесь для большинства она существует только на словах. Наши люди не готовы даже лампочку вкрутить на лестничной площадке, окно в подъезде на зиму закрыть. Они не чувствуют себя хозяевами окружающей территории – двора, района, города.
– Иначе и быть не может, ведь все это принадлежало государству, а теперь новые хозяева не готовы брать на себя непривычную, «лишнюю» ответственность.
– Да неважно, кому принадлежало и кому сейчас принадлежит. Живем-то в этом мы! Я ведь говорю не об официальной зоне ответственности, а о человеческом неравнодушии к тому, что вокруг. О чем бы мы ни стали говорить – о бизнесе или об отношениях с окружающими людьми – везде важно быть неравнодушным.
Иногда вспоминаю нашу пиццерию в Торговом центре, где сейчас «Игромир». Ведь это была не на 100% сеть Эрика Шогрена – я имел возможность добавлять собственные рецепты и тщательно следить за качеством. Ошибка поваров во многих пиццериях – недостаточное количество соуса из томатной пасты и специй. На одну пиццу его нужно больше полулитра, чтобы она была сочной, а нашим поварам почему-то кажется, что он нужен для цвета, и они всегда катастрофически не доливают его. Если следить за рецептурой – будет по-настоящему вкусно.
В парковочный карман нашего двора как попало входит пять машин, а если аккуратно ставить – восемь. Когда мне надоело придумывать, куда ставить машину, я просто купил краски и расчертил парковочные места – с тех пор проблема отпала.
– Начиная свой бизнес и чувствуя ответственность, человек сильно меняется?
– Наверное, у всех по-разному, и многое зависит от отношения. Ответственность кого-то может тяготить, а может давать силы и уверенность в себе. Бизнес – это, прежде всего, люди, а с ними очень важно уметь договориться, найти общий язык. Когда в вашем дворе, районе или в бизнесе начинаются какие-то войны, значит кто-то из участников не был готов разговаривать, идти на контакт. Один мой эксперимент показал, что из незнакомых друг другу людей может за один вечер образоваться отличная компания на всю жизнь. Я просто выписал на листочек пятерых своих друзей и позвал их в баню, где они впервые познакомились и подружились. Прошло много лет, но с тех пор в таком составе и ходим.
Способность договориться в жизни и в бизнесе – главный признак цивилизованного общества. Наверное, можно и по-другому, ведь все зависит от взгляда организатора. Лично мне кажется, что правильнее строить дружелюбные и доверительные отношения с окружающим миром – будь то сотрудники, партнеры, клиенты или конкуренты.
Марина МАКСИМОВА
Фото автора
Комментарии