Невыносимые подростки
Невыносимые подростки
Уже довольно давно жду, когда подростковый возраст ребёнка закончится. Хорошо помню то время, когда сын ещё меня слушал и слышал. Сейчас всё оспаривается, всё подвергается сомнениям и каким-то нелепым проверкам. Мои слова и поступки ребёнок оценивает крайне категорично: есть только чёрное и белое, полутонов нет совсем. Хотя я образованный человек, компетентный специалист, большое число взрослых людей относится с доверием к моим словам. Для них я авторитет, создаю новые возможности для себя и других. А для собственного ребёнка – нет. Это утомляет. Думаю, это не только моя проблема. Почему для современного подростка собственные родители, как правило, не являются авторитетом?
Да, ваша ситуация не уникальна, подростки повсеместно подвергают сомнению слово взрослого, преимущественно слово близкого взрослого.
Они категоричны в силу возраста и ограниченности собственного жизненного опыта. Родительское мнение для них считается неподходящим, устаревшим, ограничивающим свободу.
Так происходит по целой совокупности причин:
1. Суть сложностей этого возраста в двойственности: каждый подросток считает себя совершенно взрослым, а социум, и в первую очередь семья – совсем иначе. Более того, для своих родителей подростки ещё очень долго будут оставаться детьми и после достижения совершеннолетия, женитьбы и рождения внуков.
Подростковый возраст охватывает сложный период несоответствия физической зрелости и социального поражения в правах, что чувствуется молодыми людьми весьма остро.
2. Не добавляет определённости и отсутствие чёткой границы между подростком и взрослым человеком. Кто-то считает, что она связана с получением паспорта. Но это происходит в 14 лет – какая же это взрослость? Кто-то говорит: вот получишь аттестат, вот закончишь образование, вот замуж выйдешь… и т.д. Вопрос «Когда же мой голос будет равен голосу моих родителей?» беспокоит подростка. Ответ «никогда» не удовлетворяет.
Вообще феномен подросткового возраста сложился исторически довольно поздно, каких-нибудь 150-200 лет назад, и был актуален только в обеспеченных кругах общества. До этого граница была весьма чёткой: можешь делать дело – ты взрослый, независимо от физического возраста. Мог ли кто-то упрекнуть юного Моцарта в том, что его музыка недостаточно хороша потому, что сочинителю всего десять лет? Или отрицать талант Артюра Рембо, проявленный им при написании «Пьяного корабля», только потому, что автору в тот момент было 16?
3. Для подростка родители – не собственники компаний, газет, пароходов, высокооплачиваемые наёмные работники или творцы, а люди, требования которых ограничивают его свободу (совершенно неразумно, на взгляд ребёнка). Мама или папа – это заботливый, желающий добра человек, но ограниченный в силу возраста, не понимающий законов, по которым строится современное общество. Другое дело – сам подросток, личность с незамыленным свежим взглядом. Он, конечно, знает, понимает и чувствует гораздо лучше, что и как нужно делать.
Кроме того, сегодня существует ряд областей, в которых дети школьного возраста могут ориентироваться лучше своих родителей, например, современные компьютерные технологии.
4. Возможности, которые есть у мамы – крупного руководителя и талантливого исполнителя не воспринимаются собственно как возможности. Они – то, что было у мамы всегда, часть её, нечто неотъемлемое.
5. Родительская фигура в подростковом возрасте часто мыслится и воспринимается не как отдельная личность со своими желаниями, потребностями, возможностями развития, а скорее как ограничитель личных свобод подростка.
Подростки эгоцентричны, сосредоточены на себе. Мысль о том, что мама может к чему-то стремиться, иметь представление о чём-то большем, чем бытовое и финансовое обслуживание семьи, выглядит странно. Жизнь-то уже позади.
Поэтому подросток какое-то время пытается нестись по жизни на свой страх и риск. Важно в этот момент не выпустить его из поля зрения и не потерять с ним контакт.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии