Не ходите, девки, в клининг?
Не ходите, девки, в клининг?
«Требуется уборщица в магазин. График 2/2, неполный день, оплата 7500+премиальные, телефон…» Корреспондент «Навигатора» лично проверила, насколько можно доверять подобным объявлениям, если вы ищете дополнительный заработок.
Клининговые компании – своего рода новшество и на рынке бытовых услуг, и на рынке труда. Преимущественно их сотрудники выполняют различные работы по уборке помещений и территорий: «cleaning» в переводе с английского и означает уборку. Некоторые готовы добавить в этот список работы на приусадебной территории, стирку и химчистку, мелкий ремонт, дезинсекцию и дератизацию жилищ и производственных помещений.
Появление таких фирм – ощутимое удобство для домохозяек и предприятий. Их услугами часто пользуются. В сети Интернет вы найдёте немало лестных отзывов о любой новосибирской клининговой компании. Понятно, что одни из них искренние, другие – заказные. Но что происходит внутри таких организаций? Как живётся тем, кто выполняет тяжёлую и грязную работу за небольшие деньги?
Мир, дружба, швабра
По статистике, 95% рабочего персонала клининга – женщины от 35 лет. Впрочем, немало и тех, кто моложе, – в основном из числа трудовых мигрантов. Обычно сотрудницы разных национальностей живут между собой дружно, не конфликтуют и даже дружат, помогают друг другу, совместно выходят на генеральные уборки объектов или пересылают зарплату, если коллеге пришлось преждевременно уехать домой, в одну из стран ближнего зарубежья. Но неумелая работа менеджера клининговой компании может внести в коллектив склоки и раздоры.
– Я работала в фирме, которая убирала площади крупного российского банка, в шаговой доступности от моего дома, – рассказывает Наталия. – Кроме меня, там была ещё одна женщина. У нас с ней возник спор, кто какую площадь убирает. Позвонила менеджеру по персоналу, и та в ультимативной форме заявила, чтобы мы разбирались без неё или увольнялись. Отработала я шесть дней. В последний вечер, убрав свой первый этаж, ушла домой. А чуть позже мне сообщили, что я уволена без расчёта за отработанные дни.
– В мой выходной день мне позвонила менеджер и велела срочно «прийти на часок и посмотреть на работу инструктора по клинингу». Рабочая одежда была в стирке, пришлось надеть своё повседневное платье, – вспоминает Алёна. – Инструктором оказалась пропитая матерящаяся дама с прокуренным голосом, которая велела мне переобуваться и помочь ей с чисткой кафеля. Заниматься генеральной уборкой в платье до пола с длинным рукавом было не особо удобно. Вместо «часика» я провела в магазине 4 часа, после чего узнала, что после обеда убирать придётся мне же. «Вам поставят полный день!» – утешила меня «инструкторша». Но в итоге я-то осталась без выходного…
Грязный след чистого бизнеса
В родном Узбекистане Мавтуна преподавала в начальной школе персидский язык. Когда дочь решила учиться в Фергане на медсестру, скромной учительской зарплаты стало не хватать, и женщина поехала в Россию на заработки.
– Я слышала от земляков, что мигрантов часто обманывают, не заключают с ними трудовой договор, поэтому очень обрадовалась, когда увидела на столе бланки документов. «Шапка» заявления и строка «Работодатель» были пусты. Парень-менеджер сказал, что это он заполнит сам. Я внесла свои данные.
– Менеджер забрал оба экземпляра договора под предлогом, что их необходимо завизировать в головном офисе. Название компании он так и не сказал. Мне пришла в голову мысль, что в случае возникновения трудового спора я даже не смогу доказать, что работала у них. Но у меня было так тяжело с деньгами, что пришлось согласиться на все их условия, – признаётся Мавтуна.
– Получение зарплаты – самая тяжёлая процедура во многих клининговых компаниях. Просто так ее могут не отдать – приходится ходить, звонить, выбивать, – продолжает свой рассказ Алёна. – В сентябре, когда одна из торговых сетей отказалась от услуг нашей компании, уборщицы не получили расчет за отработанный месяц. На наши звонки то не отвечали, то кормили обещаниями, ссылаясь, что бывший менеджер не сдал табели и доверенности. Только когда написали о своей проблеме в хозяйственный отдел торговой сети, решение вопроса сдвинулось. Деньги мы получали на карты или в легковой машине, встречаясь с представителем бывшей компании на автобусных остановках. Видела общую ведомость. По ней получалось, что только уборщицам нашего магазина недоплатили 4 тысячи: кому-то – 250 рублей, кому-то – намного больше. Но жаловаться было некому.
Юрист рекомендует
О том, как обезопасить себя от подобных неприятностей, рассказала юрист Лариса Николаева:
– Проблемы с работодателями в последнее время возникают часто. В ряде случаев виноваты и сами сотрудники, согласившиеся работать «в чёрную». Заключая трудовой договор, обратите внимание на то, чтобы документ содержал полное название, юридический адрес и контактные телефоны компании. Обязательно требуйте на руки второй экземпляр договора. В соответствии с последними дополнениями в Трудовой кодекс РФ зарплату нужно выплачивать «не реже чем каждые полмесяца», но не позднее 15-го числа следующего месяца. Кроме того, ужесточена материальная ответственность работодателя перед работником, увеличены штрафы за нарушение трудового законодательства и размер компенсации за несоблюдение сроков выплаты заработка. Новшества предусмотрены Федеральным законом от 03.06.2016 №272-ФЗ. При возникновении трудового спора можно обратиться в суд, но гораздо эффективнее сразу решать вопрос в прокуратуре, под чьим строгим контролем находятся взаимоотношения работника и работодателя.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии
разными бывают обстоятельства в жизни. как бы самой (Анастасии) не пришлось при мерить к себе швабру. К проституткам относятся с большей симпатией, чем к уборщикам.
Г..ом бы заросли без них.