На солнечном пригорке
На солнечном пригорке
В Нижней Ельцовке на улице Зелёная Горка, 1/1а открылся первый в Новосибирске буддистский храм. 6 июня сотни людей разных конфессий пришли, чтобы принять участие в молебне и освящении Сахюусан дугана – небольшого первого восьмистенного храма. Строился он на пожертвования местной бурятской общины, которая насчитывает более десяти тысяч человек. Молебен традиционно проводят ламы (так общим словом называют учителя в тибетско-монгольском, в том числе и в российском буддизме).
Приветствуя собравшихся, представитель Буддистской традиционной сангхи России Дид Хамбо лама Цырен Дондукбаев отметил, что духовное благо – когда в мире становится меньше негативных проявлений.
– Мы, россияне, несмотря на национальности, вероисповедания, традиции и обычаи, всё равно единый народ, – подчеркнул он.
Продолжая его мысль, председатель буддийской общины Горного Алтая лама Алтайчи Санашкин сказал, что Академгородок – научный центр Новосибирска, а буддистское учение – учение ума. По мнению Алтайчи, это очень тонкое сочетание, призванное принести благополучие всем жителям.
Два храма и священный сосуд
В Сахюусан дугане лицом друг к другу сидят восемь лам. Они одеты в пурпурно-оранжевые одежды и выглядят очень спокойно, сосредоточенно. Ламы приехали из Забайкалья, Алтайского края, Республики Тывы и Хакассии, чтобы освятить первый храм и сделать закладку бумбэ – священного сосуда в основание будущего прямоугольного сруба храмового комплекса, Мааниин дугана.
По словам Энгельсины Дубдановой, одной из участниц буддийской бурятской общины, только собор или хурал лам обладает такими полномочиями, как закладка бумбэ.
– Бетонный короб фундамента второго храма уже отлит, но сама процедура закладки сосуда, включающего в себя множество мантр, изображения мандал и других священных атрибутов, состоялся после молебна. Строительство идет медленно: не хватает средств. Поэтому была объявлена акция «Именной брус в стену храма для строительства Мааниин дугана». Любой желающий мог пожертвовать сумму, кратную тысяче рублей, – столько стоит единица строительного леса. Имена благотворителей, занесённые в специальную книгу, будут поминаться в ежегодной молитве во здравие строителей храма. Мааниин дуган планируется сделать деревянным, он будет построен всем миром и войдет в общий комплекс из пяти дуганов – дацан, – делится Энгельсина Викторовна.
Римма Ефимкина, к.п.н., психолог, преподаватель Центра психологии НГУ, приехала на открытие храма вместе с мужем – психологом и художником Игорем Захаровым.
– Чувствую радость от того, что ещё одна дорога к храму открылась для тех, кто идёт буддистским путем к Богу, – говорит Римма Павловна. – Мне очень нравится место – светлое такое, солнечное. Оно находится в черте города, а кажется, будто здесь нетронутый оазис природы. Растут молодые сосны и берёзы, дышится очень легко. Такое же состояние безмятежной радости и спокойствия, как в детстве.
Вместе с подругами в процессии гороо участвует Римма Жадамбаева. Гороо отдаленно напоминает крёстный ход у православных. Когда читают молебен, все участники со сложенными молитвенно ладонями идут по часовой стрелке вокруг храма, как движется Солнце вокруг Земли. В этот момент буддисты думают о мире и благополучии всего сущего на планете и всех живущих. Самое идеальное – пройти 108 кругов, по числу бусин в чётках. Но можно преодолеть любое нечётное количество кругов или столько, сколько тебе полных лет. У бурятов возраст исчисляется числом земных лет плюс один год – учитывается то время, когда ребёнок находится в утробе матери. Римме, таким образом, 24 года, а по бурятскому исчислению – четверть века. Она из Забайкалья, восемь лет назад приехала в Новосибирск, окончила НГУ, а сейчас работает в IT-сфере.
– Буддизм рассматривают как учение, а не как религию, потому что он необычайно толерантен. В буддистский храм может прийти любой человек, независимо от расы, возраста или вероисповедания, ему всегда будут рады, – рассказывает девушка.
Умиротворение и доброжелательность
Атмосфера праздника на Зелёной Горке отличалась удивительным умиротворением. Несколько десятков человек, сидя в тени и перебирая чётки, повторяют слова молитвы за транслируемым по громкоговорителю молебну из храма. Все люди нарядны, ребятишки играют и, кажется, радуются торжеству больше всех. Сахюусан дуган украшен подвесными корзинами с бордовыми и розовыми петуниями, гирляндами цветных флажков. Специально из Непала привезли хий морины, напечатанные на ткани. В переводе с бурятского хий – это ветер, а морин – конь. Такие флажки ещё зовут конями удачи, их повязывают на счастье в специально отведённом месте на территории храма. По буддийской астрологии, хий морин символизирует психическую энергию и показывает состояние благополучия человека. Сначала флажок освящают в храме, а потом привязывают так, чтобы он обязательно развевался по ветру (этот обряд называется «запускание коней ветра удачи»). Тогда он становится для человека мощным защитником от болезней и несчастий, своим веянием привлекает и призывает на помощь сильных богов конкретной местности.
Шестилетний Вова Торопчук просит маму запустить ему хий морин и с удовольствием привязывает его. Родители мальчика – агностики, то есть люди, которые считают: ребёнок сам, когда подрастёт, выберет религию. А пока Владимир, сидя у папы на плечах, с интересом наблюдает за происходящим.
Всех желающих угощают позами (бузами) – традиционным блюдом бурятов и жителей южной Сибири, чем-то похожим на манты. Позы в Новосибирске уже многие научились готовить. Дело в том, что здесь с 2006 года существует представительство бурятской общины Ринчин, где принимает лама; расположены несколько юрт, в которых можно ознакомиться с бытом и культурой коренных жителей Сибири. А ещё открыта позная – там готовят национальные блюда. Бурятскую кухню успели оценить и многие жители нашего района, и те, кто приезжают к ламе за советом и исцелением. Всё, что зарабатывает позная, идёт на возведение храма.
Представленная на празднике корпорация «Сибирское здоровье» основала благотворительный фонд «Мир вокруг тебя», который также перечисляет средства на строительство храма сострадания всем живым существам «Маанин дуган». Этот фонд был одним из спонсоров торжества.
Праздничная программа по случаю открытия Сахюусан дугана продолжалась почти целый день. После закладки бумбэ был большой концерт, а затем турнир по борьбе бухэ-барилдан, известной как одна из визитных карточек бурятского народа.
Юлия ВЕРХУША
Фото автора
Комментарии