На рынке финансовых услуг
На рынке финансовых услуг
Третий год подряд тематика Всемирного дня защиты прав потребителей обусловлена тем, что сфера финансовых услуг остается наиболее проблемной для потребителей.
Это напрямую связано с отсутствием эффективной конкуренции на рынке финансовых услуг, что делает его иногда недоступным для потребителя. Например, зачастую возникают сложности с пониманием сути финансового продукта. Это результат отсутствия полной и достоверной информации о нем, либо его сложности, либо двух причин одновременно. Поэтому 15 марта 2012 года мировая общественность будет едина в своем стремлении обеспечить реальный выбор качественных и доступных финансовых услуг для потребителей.
Анализ обращений граждан показал, что основная доля жалоб (как письменных, так и устных) приходится на следующие нарушения прав потребителей при оказании кредитных услуг: взимание банками дополнительных единовременных и ежемесячных комиссий (за обслуживание кредита, за его предоставление, сопровождение и др.); отсутствие необходимой и достоверной информации об оказываемых финансовых услугах (размере кредита, суммах образовавшейся задолженности, суммах неустойки и др.); включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством о защите прав потребителей; предоставление кредита с условием обязательных услуг по страхованию; начисление неустойки, несоразмерной последствиям нарушения обязательства; взимание комиссии за досрочное погашение кредита; увеличение банком процентной ставки по кредиту в одностороннем порядке; нарушение права потребителей на альтернативную подсудность.
Всё это ущемляет права потребителей, установленные законами или иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Внимательно изучите условия кредитования, особенно ссылки на тарифы осуществления банком услуг. Запросите и изучите информацию об этих тарифах у сотрудников банка.
Не спешите подписывать документы. Сначала тщательно изучите кредитный договор. По возможности, возьмите его домой, более внимательно изучите условия, устанавливающие ваши обязанности (обязательства, ответственность), убедитесь, что он не содержит условий, о которых вам неизвестно или смысл которых неясен. Если какие-либо условия кредитования непонятны, просите разъяснения и соответствующие документы у сотрудников банка, уточняйте интересующие вас вопросы.
Оставляя в банке заявление на получение кредита, обратите внимание, что оно может быть вашим предложением (офертой) заключить кредитный договор на условиях, предусмотренных этим заявлением. Принятие (акцепт) банком этого заявления будет означать заключение кредитного договора без дополнительного уведомления Вас о данном факте.
Необходимо учитывать, что, подписав кредитный договор (заявление-оферту), вы соглашаетесь со всеми его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых банк будет вправе обратиться с иском в суд.
Если в договорах указывается ненадлежащая информация об услугах, имеются условия, ущемляющие права потребителя, вы вправе оформить в 2-х экземплярах претензию и один из них под подпись вручить в адрес кредитной организации. Это наиболее быстрый и оптимальный метод восстановления прав. Если такое невозможно, экземпляр претензии направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением. В описи необходимо указать, какие документы вложены в заказное письмо.
Разрешение претензий граждан в досудебном порядке – наиболее быстрый и оптимальный метод восстановления прав, поэтому при рассмотрении жалоб с явными нарушениями потребительского законодательства кредитным организациям предложено добровольно удовлетворить требования потребителей. Если в добровольном удовлетворении требований потребителей будет отказано, права, нарушенные при оказании финансовых услуг, наряду с нарушенными гражданскими правами (включая защиту прав потребителей) могут защищаться в суде по правилам гражданского судопроизводства.
Территориальный отдел Роспотребнадзора
Комментарии