На ГЭС обновляют турбины
На ГЭС обновляют турбины
14 ноября журналистов пригласили на необычное мероприятие – демонтаж рабочего колеса турбины на Новосибирской ГЭС. Проверка паспортов на КПП и недолгое путешествие по территории предприятия. Большой машинный зал встретил нас ровным гулом работающих механизмов, чистотой и индустриальным уютом.
Работы по демонтажу последнего блока гидроагрегата №6 – рабочего колеса – начались еще в 8 часов. К десяти утра (моменту появления журналистов) его уже извлекли из рабочей камеры и медленно поднимали на высоту мощными мостовыми кранами.
А вот и самый ответственный этап – махина весом более 170 тонн, поблескивая нержавейкой лопастей, медленно поплыла над действующими турбинами в последний путь. Спешка во время этой операции противопоказана: при тряске, не дай бог, отвалится какая-нибудь проржавевшая деталь и повредит станцию.
– Более полувека отмахало колесо, пора и на покой, – сказал мне стоящий рядом слесарь 5-го разряда Сергей Нечипуренко. – За полчаса доставим на монтажную площадку, разберем по частям и дальше – на утилизацию. Ротор, крестовину и валы гидроагрегата уже разбирают.
– Украинский концерн «Турбоатом» разработал для Новосибирской ГЭС усовершенствованное колесо, которое имеет пять лопастей (у созданных в 1950 году их было четыре), – поясняет ответственный за демонтаж мастер энерго-ремонтного цеха Михаил Караваев. – Новое, более мощное оборудование везут к нам поездом, часть уже доставлена.
По словам специалиста, новая турбина имеет более высокий КПД, улучшенные энергетические и кавитационные характеристики, геометрию самой лопасти и оснащена безмасляной втулкой, что значительно снижает экологические риски. Технические усовершенствования коснулись также систем управления, регулирования, вибродиагностики и торможения. Максимальная мощность гидроагрегата после модернизации турбины увеличится на 5 МВт.
Реконструкция в соответствии с программой модернизации ОАО «РусГидро» ведется не только на оборудовании, но и на гидротехнических сооружениях. Продолжаются работы по восстановлению элементов водосливной плотины – водобойной плиты и шашек-гасителей.
После окончания операции перед представителями прессы выступил заместитель главного инженера ГЭС Андрей Калабин:
– Мы продолжаем модернизацию станции. Первая из гидротурбин с новым рабочим колесом была смонтирована на гидроагрегате №1 в прошлом году, а вторую планируется запустить 30 сентября 2014-го. Оставшиеся агрегаты будут заменены до 2020 года, что позволит увеличить установленную мощность ГЭС с 455 МВт до 560 МВт.
П. Иванов, фото автора
Комментарии