Мотопробег по «стройке века»
Мотопробег по «стройке века»
50 лет назад на строительство Байкало-Амурской магистрали были брошены силы со всей страны. Принимали в ней участие и жители Советского района.
На строительстве работали сотрудники Сибакадемстроя. В частности, бригады СМУ-2 возводили вокзал на станции Постышево, а СМУ-6 занимались его внутренней отделкой. За ввод объекта в 1986 году начальник строительно-монтажного управления №2 Станислав Петухов был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР.
Недавно, с 4 июля по 4 августа, группа смельчаков совершила мотопробег, посвящённый 50-летию строительства БАМа. Проезжали они и станцию Постышево в Хабаровском крае. Участники экспедиции Евгений Захаров, Дмитрий Истомин и Евгений Литвинов рассказали о своём путешествии.
В течение месяца смельчаки проходили сложный маршрут через тайгу, по лесным тропам, техническим дорогам вдоль БАМа, преодолевали брод и горные перевалы, уходили от полчищ комаров. Продолжительность пути от Тайшета в Иркутской области до Советской Гавани в Хабаровском крае составила 5400 км, что больше длины БАМа примерно на тысячу километров.
Изначально на мотопробег заявлялись около 50 спортсменов, но из Новосибирска стартовали шестеро. Среди них был и участник «стройки века» Сергей Барц из Анапы. Он прошёл большую часть пути, но из-за травмы руки вынужден был сойти с дистанции. Также из-за травмы не смог финишировать новосибирец Александр Картавцев. На отрезках маршрута добавлялись новые спортсмены и даже мотоциклисты из других стран. Они восхищались сибирской природой и невероятной закалкой участников мотопробега. Так, спортсмена из Чехии Ирджи поразили сила духа и слаженность команды из Новосибирска, а также понравились русские песни под гитару звёздными вечерами. Проект стал воплощением народной дипломатии, укрепляющей дружбу и сотрудничество.
Участники за 30 дней пересекли 6 регионов и 3 часовых пояса, 11 крупных рек и свыше 1000 мостов, успешно преодолели 100 бродов, 7 хребтов и около 100 горных перевалов. За всю поездку команда истратила около тонны бензина. Мотоспортсмены составили важные заметки по маршруту с указанием природных достопримечательностей, интересных туристических объектов, сложных переправ, сделали тысячи фотографий и несколько десятков видеороликов. Информация нанесена на интерактивную карту и послужит в будущем для других путешественников.
– Огромную поддержку оказали Русское географическое общество и РЖД, нам помогали губернаторы, мэры, высшее руководство железной дороги, администрации посёлков, нас сопровождали, организовывали переправу, давали приют местные жители. Каждому хочется сказать отдельное спасибо! На восточном БАМе бензин дороже золота, там топливный голод. А люди сливали нам бензин со скутеров, генераторов, газелей, и мы ни разу за него не заплатили, – поделился организатор мотопробега, заслуженный путешественник России и член РГО Евгений Захаров. – Из впечатлений кратко всего не перечислить, но назову два моста – Витимский и Бетонный. Чтобы вы представляли: первый в ширину примерно два метра, его собираются в этом году закрыть, а второй наполовину разобран, и он намного уже, а высотой с трёхэтажный дом.
– Однажды, когда мы подъехали к Февральску, то столкнулись с тем, что понтона, нанесённго на интерактивную карту, не было: его за день до этого убрали военные, – продолжил Евгений. – Решали на месте, как перейти реку шириной 300 метров с быстрым течением и охраняемым мостом. Помогли сотрудники РЖД и перевезли на поезде.
Ещё об одном непредвиденном моменте поведал Дмитрий Истомин:
– Оторвался от команды вперёд по накатанной дороге, выехал из-за поворота и в тридцати метрах перед собой увидел медведей. Благо не растерялся, и мотор не заглох, я резко нажал по тормозам, медвежата присели от неожиданности, а медведица даже ухом не повела. Видно было, что она ничего не боится – ни мотора, ни внезапно появившегося человека, и будет защищать своих малышей.
К счастью, в дороге техника не подвела, участники были хорошо подготовлены, только чистили колодки от набившейся грязи и проводили текущее ТО. Мотопробег позволил им познакомиться с жизнью посёлков, увидеть памятные места БАМа.
– Конечно, чтобы окунуться в историю и посмотреть все достопримечательности, месяца мало, – отметил член Новосибирского регионального отделения РГО Евгений Литвинов. – Поразили несколько посёлков, где дома стоят на сваях, это районы вечной мерзлоты. Обратили на себя внимание здания вокзалов, они все разные. В посёлках БАМа жизнь хорошо организована: обязательно присутствует культурный центр, вокзал, школа, храм. Грустно, что встречались недострои. Но в посёлке Берёзовый, на станции Постышево, где стройку вела Новосибирская область, нет ни одного заброшенного дома. Очень красив город Тында, недавно в нём установили памятник к 50-летию БАМа. Запомнилась также стела в Северомуйске с частью тоннеля. Вообще, много прекрасных мест в нашей стране.
Мотопробег проходил при поддержке ОАО «РЖД», Новосибирского регионального отделения РГО, Клуба КАМТ «Сибирь», компании «Дата Ист», Фонда развития геоинформационных технологий, АО «Легион-Автодата» и др.
Редакция благодарит за информацию о проекте Екатерину ВРОНСКУЮ, отделение РГО.
Комментарии