Московская антреприза на сибирских гастролях
Московская антреприза на сибирских гастролях
Московская антреприза
на сибирских гастролях
ИСПОВЕДЬ ЧЕРНОМУ КЛАРНЕТУ
Московский антрепризный спектакль Татьяны Догилевой «Дама ждет, кларнет играет» спустя полгода после премьеры доехал до Новосибирска. Букет великолепных актеров – Сергей Маковецкий, Роман Мадянов, Павел Деревянко и, наконец, сама Татьяна Догилева в главной роли на едином дыхании отыграли трехчасовой вопль о неустроенной женской судьбе. На фоне большинства пошловатых антрепризных спектаклей с участием звезд такого уровня этот может по праву называться лучшим. Эстетствующим и капризным театралам смотреть категорически запрещается. Впрочем, почти в полном зале Дома ученых таких было немного: пришли показать своей половинке, «как играют звезды».
А звезды в тот вечер играли замечательно. Незамысловатый сюжет пьесы американского писателя Майкла Кристофера в переводе супруга режиссера Михаила Мишина превратился в женскую драму, до боли близкую всем представительницам слабого пола с культом страсти, которую они отождествляют с любовью, будучи совершенно к ней не способны. Для актеров с таким богатым сценическим опытом спектакль, вероятно, не требовал душевных напряжений и мучительного вхождения в типическую роль. Но комедия (или все-таки трагедия?) и должна строиться на типических образах и простых переживаниях.
Весь спектакль Люба (Т. Догилева) ждет мужчину своей мечты и делится с кларнетистом (В. Киселев) воспоминаниями о самых многострадальных романах в ее жизни. Кларнетист специально приглашен к ужину «на двоих» как необходимый элемент романтического меню. Но ужин «на двоих» задерживается, а выпить вина и поговорить о тяжелой женской доле уже хочется. Молчаливая роль элегантного бритоголового кларнетиста в черном фраке и круглых темных очках отлично уравновесила поведение простоватой и неуравновешенной Любы, измученной мужчинами. Она мечется по сцене от накрытого стола до полосатого дивана. Один любовник Любы (С. Маковецкий) был женат, обременен работой и детьми, другой – шеф-повар и хранитель домашнего очага (Р. Мадянов), напротив, оказался слишком умиротворен, и потому вместо безумной страсти он мог подарить несчастной Любе только добротный секс, печеные груши со сливками и сияние чистой квартиры. «Не так уж мало», – заметят рассудительные женщины и будут правы, но Любе нужны лед и пламя, чтоб замерзнуть и сгореть.
Кларнет – единственный голос на сцене, с которым Люба не конфликтует. Он немой собеседник и талантливый аккомпаниатор происходящих на сцене ее бурных воспоминаний, поэтому в отличие от контактов с другими персонажами, выстроенных почти в режиме монолога главной героини, у них получается слаженный дуэт. Инструмент то нежно сочувствует отчаявшейся женщине, то сидит в углу со скучающим видом, то снисходительно посмеивается, исполняя песню о милом, который «где же?», и спокойно пережидая очередной поток слез. «Сволочи вы все! Вы все, все такие, все до единого!» – кричит она в темный зал, и народ безмолвствует в ответ, потому что она права. Ведь на каждую импульсивную романтичную девушку с красивым русским именем действительно приходится добрый десяток женатых мачо, готовых матросить и бросать ее каждые выходные, которых она, разумеется, с нетерпением будет ждать. Остальные ничем не смогут украсить многострадальную жизнь бизнес-леди, кроме порции секса и груш со сливками.
Спектакль «Дама ждет, кларнет играет» – уже не первая постановка режиссера Татьяны Догилевой. До этого были «Лунный свет, медовый месяц», «Не отрекаются любя», «Не очень счастливая жизнь. Московские страсти». До сериала «Огнеборцы», вышедшего на экраны этим летом, Татьяна не снималась в кино четыре года – не было приглашений. По мнению самой актрисы, ее роли в кино вышли из моды. Это была одна из причин становления Догилевой как режиссера. Другая, как и у всех актеров, ставших режиссерами, – желание работать самостоятельно, принимать решения, воплощать свое видение сюжета. Татьяна Догилева: «Когда я работала с Марком Захаровым и Романом Виктюком, мне всегда казалось, что несмотря на бесконечный талант и огромное обаяние, главной их движущей силой является самодурство и деспотизм. Так мне казалось потому, что я была по другую сторону баррикад. Теперь я стараюсь вообще не выстраивать никаких баррикад, обойтись без кнута и пряника. Раз ко мне идут работать одни и те же актеры, думаю, у меня получается».
ГРУШИ СО СЛИВКАМИ ОТ МАЙОРА ХАРЧЕНКО
Один из преданных актеров, занятый уже в двух спектаклях Догилевой, – Роман Мадянов, известный зрителю как майор Харченко из сериала «Штрафбат», любезно согласился на интервью и выразил по «баррикадному» вопросу полную солидарность:
– С Танечкой легко и приятно работать! Вообще, я театр больше люблю, чем кино. Я и образование получил театральное. В кино мне последнее время часто достаются роли злодеев, и я от этого немного устал. Театр живой и, как ни крути, он дает актеру больше, чем работа с камерой. Да и роли предлагают интересные, разноплановые.
– Признаюсь, майор Харченко сегодня выглядел очень необычно, когда играл в ладушки и подавал к столу груши со сливками...
– Светлая роль, светлый спектакль, неоднозначный. Сейчас редко такое увидишь. Ставят-то что? Голые попы, веселые танцы или что-то очень концептуальное, чтобы зритель почувствовал себя ценителем, сделав вид, что король не голый. Сделать просто и душевно, как сделала Танечка, теперь не в моде. А в кино наоборот. Наконец-то волна российского кино вытеснила бразильские и мексиканские тянучки!
– Российский сериал вы имеете в виду?
– Называйте как угодно «Штрафбат», но «Дети Арбата» у вас не повернется язык назвать мыльными операми! То-то и оно, что стали ставить многосерийные художественные фильмы по хорошей русской классике. Даже по «Мастеру и Маргарите» делают, что, мне кажется, уже слишком.
– ?
– Знаете, есть такие книги, которые стали для многих из нас чем-то необыкновенным. Я помню, как мне в руки попала ксерокопия «Мастера и Маргариты», перепечатанная из какого-то журнала. Помню, как я прочел ее залпом и свои ощущения. У каждого из нас в голове своя Маргарита, свой Мастер, свой Бегемот и Воланд, и подставлять на их место живое лицо какого-то актера – это всегда разочарование. Как можно навялить зрителю знакомое по десятку других фильмов лицо в такой неуловимой фантастической книге?! Меня звали играть Бегемота, но я не смог принять это приглашение. Такое волшебное пространство можно создать разве что средствами анимации. Возможно, зритель отнесется благосклоннее, если облик персонажей будет навеян фантазиями художника, а не тупым режиссерским кастингом.
– Наверное, у вас есть некий умозрительный список таких книг, по которым нельзя ставить фильмы?
– У каждого есть такой список. «Двенадцать стульев», «Похождения бравого солдата Швейка» – у каждого свое. Это может быть любая книга, впервые прочитанная вами когда-то очень давно. Книга, которую вы можете нечаянно прочесть до конца, случайно открыв на любом месте. Кинопостановка по любимой книге вызывает глубочайший протест у большинства людей. Откуда только берутся мысли, что по такой гениальной книге получится поставить кино, которое может хоть как-то сравниться с ней? По-моему, все это чисто коммерческие проекты. Самое смешное, что ведь вся страна будет смотреть, включая глубоко возмущенных. (Смеется.) Хоть из спортивного интереса, но поглядим. Будем сидеть у экранов, плеваться, ругаться и смотреть!
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии