Моя вторая семья
Моя вторая семья
Советский район – один из самых молодых в Новосибирске. В год его полувекового юбилея хотелось бы поговорить о людях, которые здесь жили, росли и работали.
В 1961 году по приглашению М. Лаврентьева мы с мужем приехали в Академгородок. Что же я тут увидела? Среди дремучего леса – стройка. Только несколько домов выглядывали между деревьев. На месте Дома ученых, кинотеатра «Москва» стояли вековые сосны. А кругом лес, в котором полно грибов, ягод и цветов, называемых огоньками, – море огоньков. А какие были страшные грозы! Молнии рассекали небо, а затем раздавались такие раскаты грома, что хотелось куда-нибудь спрятаться. Это бунтовало Обское водохранилище. Я думала, что мы быстро уедем обратно, но Сибирь для меня и моих детей стала родиной. Городок разрастался, строились институты, больницы, школы.
Как быстро пролетело время! Вот уже и 166-я школа, позднее ставшая 5-й гимназией, в октябре отмечает 45-летний юбилей. Хочется рассказать о ней, ее учителях, учениках, родителях, отдававших силы, знания, здоровье на ее становление.
МОИ ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ
Учебное заведение хорошо работает тогда, когда три его составляющие – родители, учителя и ученики – единое целое.
Чтобы этого добиться, нужен особый дар. Хочется добрым словом вспомнить директора школы Петра Спиридоновича Сиволобова. Чаще всего он первым приходил в школу и последним уходил из нее. Его усилиями был создан коллектив педагогов, работающий с полной отдачей. Тысячи учеников, десятки учителей и армия чиновников встретились на его пути, и к каждому он находил свой заветный «ключик». Умел вовремя поговорить, убедить, поощрить и наказать, но при этом отношения оставались деловыми и человеческими. Это при нем была создана администрация, которой можно позавидовать.
Наши первые завучи: Полина Ильинична Дейч – учитель математики, Анатолий Порфирьевич Кротов – учитель словесности. Но чем только им ни приходилось заниматься! Расписание уроков, родители, ученики… Однако они с честью выходили из разных ситуаций.
Долгие годы завучами по воспитательной работе были Геннадий Ильич Фролов и Игорь Семенович Ким. Спортивные праздники, летние походы, классные часы, выпускные вечера – это их приоритет.
Интеллигентная, знающая, творческая команда возглавляла школу. И коллектив учителей, молодых, задорных, не подкачал. Работали единой командой. Результаты такого содружества не заставили себя долго ждать. Обо всех моих коллегах рассказать невозможно, невольно буду вспоминать только тех, с кем чаще сотрудничала. Я была преподавателем биологии, химии и классным руководителем, поэтому посещала много уроков, училась и лучшее брала на вооружение.
Запомнились уроки наших физиков: Идрис Шайхимульевич Аглиулин пользовался большим авторитетом у всех без исключения. Спокойный, честный, очень хороший специалист, он всегда был рядом и подставлял плечо в трудную минуту, под стать ему были С. Н. Петренко и Р. М. Байбулатова.
В тесном контакте проработала с учителями математики Г. Д. Сиволобовой, И. В. Виноградовой, Н. Н. Сергиенко. Но моя особая любовь – информатика. Это в нашей школе впервые в районе был введен этот предмет. Плотно сотрудничая с Н. А. Юнерман, мы проводили совместные уроки, составляли новые учебные программы. Но чего это мне стоило! Пришлось опять учиться и учиться, но работать было интересно. В школу приходили бесконечные комиссии, которые решали: будет ли от этого польза. Когда в очередной раз пришла новая проверяющая группа, среди которой был Е. К. Лигачев, то была поставлена точка. Информатика получила право на существование, а школа – новый оборудованный кабинет.
Долгие месяцы я сидела с учениками, составляя программы по производству серной, азотной, соляной кислот, решению задач, знанию химических элементов. Когда мы послали их в Москву, то семь из них по химическим производствам получили серебряные награды ВДНХ. Затем эти программы распространились по другим школам.
Мы старались воспитывать детей многогранно. Программы составляли так, чтобы соединить воедино физику, химию и биологию, математику и экономику. Много для этого сделали А. Медведева, Н. Романова, Е. Григораш, Т. Галай, И. Киселева, а затем и наши молодые коллеги – С. Симоненко, Е. Горбатенко, Н. Кихтенко.
В 1986 году школа стала гимназией №5 во главе с В. А. Лукичевой. Она была во многом первопроходцем. Статус гимназии был присвоен за хорошее качество знаний, участие школьников в олимпиадах, спортивные достижения. Многие другие показатели учитывались при аттестации. Учителя работали творчески, единой командой с учениками, родителями. Это и принесло нужные результаты. Новый школьный ранг позволил значительно расширить, углубить учебный процесс. Мне на помощь пришли мои выпускники.
А. Шестов (к. х. н.) со своими коллегами из мединститута организовал факультативы по химии, анатомии, физиологии. Сотрудники НГУ предложили свои лаборатории для проведения занятий.
Время неумолимо идет вперед. Многие из моих учеников стали врачами, учителями, учеными – их десятки. Меняется и учительский коллектив. На смену В. А. Лукичевой пришла Т. К. Борисова. Это она со своей командой – Е. Михайловой, Л. Еремеевой, Л. Логачевой достойно продолжают славный путь 166-й школы, но уже под названием гимназия №5.
РОДИТЕЛИ – ВЕЛИКАЯ СИЛА
Родители чаще всего контактируют с классным руководителем. Если этот тандем положительный – успех ученику обеспечен, если нет – то плохо всем. Таких примеров множество. У Д. Курышева на первом месте были занятия в театральной студии, где блистала Ирочка Алферова, а уж школа – потом. И только благодаря усилиям родителей и учителей Денис окончил школу, сейчас успешно работает в одном из московских театров. А. Попов не представлял себе жизни без хоккея. Бесконечные тренировки, соревнования, а учиться когда? Благодаря общим усилиям окончил школу и стал хорошим хоккеистом.
Это примеры удачного завершения работы, но бывало и другое. Одна мама воспитывала меня каждую субботу, ее сын сменил несколько школ, но результат был всюду одинаково негативный.
– Учитель – это серенькая мышка, разве он может понять нашего папу – доктора наук? Ему некогда заниматься сыном. Для чего тогда нужна школа? Это она должна заниматься воспитанием нашего Алеши, – говорила она.
Так продолжалось года два, пока мама случайно не узнала, что мой муж – член-корреспондент РАН. Вот тогда она бесследно исчезла и не появлялась даже тогда, когда была очень нужна. Товарищи удерживали Алешу от дурных поступков, а вот после окончания школы родители не справились с ним. Очень жаль, но его больше нет с нами.
В основном, родители были хорошими помощниками. Примеров этому великое множество. Идешь ли с ребятами в поход – родители рядом, играешь в «Зарницу» – без них нельзя. Или плывем на пароходе: кто стоит вдоль палубы, преграждая прыжки в воду? Опять они, родимые. А научно-практические конференции? Разве можно проникнуть к сложнейшим приборам, препаратам, литературе без помощи дорогих пап и мам? А кабинеты? Кто помогал их ремонтировать, строить, белить и красить? Нижайший поклон А. Долговой за кабинет биологии, А. Маматюку, Н. Добрецову – за реактивы, Е. Дедушкевич – за множительную технику.
Председатели родительских комитетов были моими основными помощниками. Б. Борисова, Ю. Кропачева, В. Бородулькина до сих пор вспоминаем не только с учителями, но и с учениками. Вот один из примеров работы совета отцов. Г. Кащеев учился так, что его каждый месяц приглашали на этот совет. Там с ним спокойно, дружелюбно, основательно беседовали папы, это продолжалось долгих четыре года. После окончания школы Гоша признался мне: «Потому так учился, чтобы чаще видеть пап. Я очень скучал по своему отцу. Вот и добивался того, чтобы беседовали со мной пусть чужие, но папы».
Отец Гоши, капитан дальнего плавания, служил на острове Русский, а там в эти годы обстановка была очень сложная, вот и пришлось бабушке воспитывать внука. А ему нужен был отец. Сейчас Кащеев сам военный, у него тоже есть сын, а сам Георгий чаще в горячих точках, чем дома. Вот так повторяются родительские судьбы.
Интересно проводил встречи с учениками В. Иванов. Участник войны, он рассказывал о тех боях, в которых участвовал сам. Были не только победы, поражения, но и юмора хоть отбавляй. Слушать его можно было часами.
Дорогие мои родители, а теперь многие из них мои друзья, что бы я без вас делала? Огромное вам спасибо.
ШКОЛА – ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Без этой основной составляющей школа просто не нужна. Какие же разные дети бывают! И к каждому нужен свой «ключик», а требования одни. Но главное – результат. Сотни учеников прошли через мои руки. Помню большинство из них, но чаще – по именам. А. Бутаков, Е. Мищенко, Е. Александров
– это химические хулиганы. К. Кропачев, А. Андреев, А. Шестов, М. Соколов, С. Аксенович, Н. Лобанова, Ю. Романова, Д. Сикорский, Д. Черепанов – участники всесоюзных, российских, региональных олимпиад. Сколько сил нужно было затратить, чтобы добиться этого результата!
Окончив школу, дети ее не забывали. М. Соколов (ныне д. х. н.), К. Кропачев помогали вести факультатив, вырастив плеяду будущих химиков. В. Лобанова вела занятия по экологии, А. Шестов не только вел факультатив, но и наблюдал за уже бывшими учениками – студентами медицинского института.
Множество учащихся достойно представляли школу на научно-практических конференциях. И здесь можно вспомнить самые разные примеры. Вот один из них. Как-то раз дети получили дипломы 2-й степени, т.к. один из членов жюри отметил: «Ваша тема – получение метана из горных пород в действующих шахтах – нереальна, поскольку не имеет практического применения». Я была страшно огорчена таким резюме, а ученики совсем приуныли. Так много готовились – и вот на тебе: тема не имеет применения.
Проводив детей и не заходя домой, села в автобус и уехала в Кемерово. Пришла в заводоуправление и все рассказала. Меня провели в огромный зал, весь украшенный знаменами, портретами передовиков производства, дипломами и грамотами. Затем вышла на трибуну женщина, инженер производства, и такую интересную беседу провела со мной о Кузбасском бассейне, его запасах, значении, переработке угля, о коксохимическом производстве! Мы с ней просидели в этом зале часа три. А потом она показала ловушки, с помощью которых улавливают метан. Оказывается, уже налажен производственный поток получения метана из угольных разрезов. Меня успокоили и порадовались за нас, что идем в ногу с наукой и производством. Приехав в пединститут, я показала отзыв о нашей теме, но диплом 2-й степени нам так и остался. Н. Маценко, С. Швецов, Ж. Онищенко были довольны отзывом, который дали на производстве.
Как не вспомнить КВНы, химические вечера, походы и поездки! Во время одного из турниров КВН мы с классом вышли в финал. Последний «бой» проходил в 130-й школе. Обе команды набрали одинаковое количество баллов. И вот последний вопрос капитану И. Макаровой: «Докажите, что вы – капитан своей команды». Она обернулась к ребятам и говорит: « Я у вас капитан? Докажите!» Когда все успели договориться, кого это осенило первым – трудно и вспомнить, но встал С. Алтухов протянул руку Л. Орловой, та – Ж. Левичеву, он – Л. Кудиновой, Т. Гулей, Т. Володиной, В. Черноусову, тот – П. Изоху. Цепочка растянулась на весь зал. Впереди с розой в руке стояла И. Иванова. Миг – и все встали на одно колено, хором выдохнули: «Тебе, капитан!» Победа была за нами.
Сколько было таких побед? Множество. Как отважно тушили пожары на соревнованиях Д. Малетин, В. Резвухин, А. Скурлатов. На «Зарнице» защищали честь школы М. Журба, С. Тихонов, Л. Горшкова, Л. Воложина, К. Геворкян. Всех перечислить невозможно, но помню многих.
Вот что писала газета «Вечерний Новосибирск» в мае 1990 года: «К Н. Д. Романовой учителя едут со всего Союза – за опытом, за наукой. У школьников к этому добавляется, пожалуй, еще и ожидание тепла. Про творческую, дружескую атмосферу ее уроков, про лекции, которые нередко читают здесь же ее воспитанники, доктора наук, про компьютерные программы учебных курсов, разработанные Ниной Дмитриевной, разговор нужен особый…»
…Я не работаю в школе уже 7 лет. Но связи с выпускниками не теряю, особенно с одним выпуском, многие из которого – ровесники Советского района. Мы собираемся каждый год, они мне очень дороги. Да и коллеги меня не забывают. Часто встречаюсь с И. Киселевой, радуюсь успехам ее учеников. Моя дочь Светлана пошла по моим стопам, работает в этой же гимназии и небезуспешно. Ее дети на олимпиадах часто занимают верхние строчки рейтинговой таблицы. Мы очень рады ее успехам.
Все три составляющие – учитель, родитель и ученик – сошлись у меня в единое целое. Школа стала моей второй семьей.
Н. Романова,
ветеран педагогического труда
Комментарии