Мне бы в небо
Мне бы в небо
Несмотря на крещенские морозы, 19 января в выставочном зале Дома ученых было многолюдно. Внимание собравшихся привлекла фотовыставка О. Башкатова «Небо в иллюминаторе».
Олег Башкатов – в прошлом летчик-штурман, тридцать лет посвятивший гражданской авиации. Съемка «небесных» пейзажей из хобби превратилась во вторую профессию. Успешные выставки, членство в Союзе фотохудожников России, признание коллег и критиков не заставили себя долго ждать. На снимках мастера – рассветы и закаты, горные хребты и облака, океаны и города. И, конечно, небо. Небо Новосибирска, Франкфурта и Тель-Авива, небо над Приамурьем и Индийским океаном, чистое и высокое, грозовое, с пеной облаков, небо всех цветов и оттенков, каждый раз новое и все равно одно.
Чтобы оценить богатство палитры снимков и точность ракурса, совсем не обязательно быть тонким ценителем фотоискусства: на небо, как и на огонь, можно смотреть бесконечно. Особенно если оно запечатлено с таким вниманием и любовью.
На открытии выставки присутствовали друзья и коллеги Олега Башкатова, представители Дома ученых и администрации Советского района. Кто-то увидел в его снимках сходство с рериховской стилистикой и с работами Анри Бертрана, однако все без исключения отметили самобытность работ. И, что интересно, предлагали расширить сферу деятельности и обязательно издать альбом с комментариями к каждой фотографии, целую книгу и даже снять кинофильм. Сам Олег Васильевич в своем выступлении поблагодарил администрацию ДУ, свою супругу, всегда принимающую активное участие в подготовке работ, и, конечно, коллег-летчиков, неравнодушных к фотоискусству. Случалось, командиры сами просили срочно запечатлеть пейзаж, который через пару мгновений пропадет из виду.
Олегу Башкатову довелось увидеть небо в разных уголках света. Где же оно красивее всего?
– Меня спрашивали как-то раз, чем барабинское небо отличается от итальянского, – говорит фотохудожник. – Наверное, ничем, потому что состояние неба бывает разным, а в душе оно все равно остается единым пространством. Небо нельзя привязать к местности. Часто мне задают вопрос и о цвете – не слишком ли ярко? Но когда я фотографировал, испытывал такой душевный подъем и восторг, что «Фотошоп» здесь бессилен. Краски должны передавать зрителю, прежде всего, яркость впечатления. Если это получилось, задача выполнена.
В Большом зале есть несколько фотографий, которые, по ощущениям Олега Васильевича, приближены к картинам:
– Не знаю, можно ли назвать эти снимки любимыми, но они показали, что меня не зря приняли в Союз фотохудожников. Другие фотографии дороги тем, что с их помощью удалось поймать мимолетность мгновения. Например, три снимка «Солярис»: они совершенно разные, а интервал между съемками всего несколько секунд. Мы поднимались все выше, и я видел, что именно сейчас солнце и конфигурация облаков создадут уникальную картину, которую обязательно нужно уловить. Десять секунд, три кадра – и можно откладывать фотоаппарат, небо заволокло облаками. Наверное, кроме фотографического, у меня есть еще и «летчицкое» видение, которое помогает поймать такие моменты. Есть и кадр, который ждал 25 лет. Продумал его заранее и точно знал, что на снимке должны быть рассветный луч, небольшое облачко и самолет. Этого не удавалось поймать очень долго, а потом вдруг случилось: и ровное поле облаков, и самолет, и луч света.
Выставка «Небо в иллюминаторе» продлится до 7 февраля.
Т. Яковлева
Фото автора
Комментарии