Миллион алых роз
Миллион алых роз
Миллион алых роз
Этот уголок Бердска знаком каждому: центральная часть города, улица имени Ленина, цветочный магазин «Мария», окруженный газонами, клумбами, затейливыми фигурами и плетеными домиками.
Нам удалось встретиться и пообщаться с создателем этой «долины цветов» Марией Александровной СКОРОХОДОВОЙ, которая только что закончила приемку новых лилий.
– Скажите, когда началось ваше увлечение цветами?
– Цветы я люблю с самого детства, как, впрочем, и большинство женщин. Они источник такого наслаждения, радости и здоровья!
– А когда цветы заинтересовали вас в качестве бизнеса?
– Это случилось в годы перестройки и конверсии. Верно говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло! На электромеханическом заводе, где я работала диспетчером, прошло большое сокращение. Так в возрасте 42 лет осталась без работы. Страшно было, больно и обидно. Тогда-то и решила, что если здесь поработать уже не удастся, попробую заняться по-настоящему любимым делом и осуществить мечту о своем цветочном магазине.
– Вы располагали достаточным количеством свободных денег для этого?
– Ну что вы! У меня тогда не то что на магазин – на хлеб денег не было. Но было стремление работать, работать как можно больше. Мне пришлось какое-то время торговать мороженой рыбой на бывшей проходной БРЗ. Не поверите: пальцы даже в варежках промерзали так, что просто отказывались слушаться. Нелегко все это далось, но понемногу удалось накопить кое-какую сумму.
– Как отнеслись ваши дети к идее открыть собственный цветочный бизнес? Помогали?
– Дети отнеслись хорошо, поддержали, хоть вначале не верили, что получится. Конечно, помогали очень много. Мы договорились «на берегу», что всю прибыль поначалу придется пускать на развитие дела. Несмотря на юный возраст (тогда им было 16-17 лет), дети это поняли.
– Что придавало вам силу и веру в успех?
– Поддержка близких, огромное желание достичь своей цели и, как ни странно, реклама цветочного салона «Роксолана», расположенного в Киеве. Хорошая реклама, качественная, в ролике настоящее море цветов. Тогда смотрела и думала: «Тоже с малого человек начинал, но пришел к нему успех. Узнала адреса курсов по фитодизайну и тех курсов в Германии, где учился владелец «Роксоланы», стала читать литературу по ландшафтному дизайну и искусству составления цветочных композиций.
– Где располагался ваш первый магазин?
– Сначала никакого магазина не было. Много лет я арендовала небольшие площади под свою торговлю в разных магазинах Бердска и Академгородка. Очень сложно приучить людей ходить за живыми цветами в новое место. Каждая новая торговая точка – это год бесплатной работы. Параллельно ездила на учебу. Сначала в России, а потом и в Германию. Любовь к растениям и хороший вкус принесли желаемые плоды: люди шли не просто за цветами, а за букетами и композициями.
– Где брали цветы?
– Большую часть закупали, а кое-что выращивали сами. Вместо моркови и капусты в огороде у нас росли розы. Мы накрывали ранней весной большую теплицу, и они вырастали высокими, пышно цвели и были очень красивы.
– Как повлиял семейный бизнес на профессиональный выбор ваших дочерей?
– Юлия так увлеклась этой работой, что стала фитодизайнером. Она тоже училась за границей, кроме того, у нее какое-то врожденное чувство гармонии, безукоризненный художественный вкус. Это занятие очень ей подходит. Сейчас Юлия возглавляет дочернее предприятие – филиал магазина «Мария». Ее салон также очень интересен внутри и снаружи.
– О Бердске всегда говорят как о провинциальном городе. Считается, что люди здесь стараются заработать на повседневные нужды: продукты, одежду. Насколько востребованы бердчанами дизайнерские работы из живых цветов?
– Сначала брали цветы, потом букеты. Первыми миниатюрные букеты и бутоньерки оценили невесты. Вспомните старые свадебные фотографии, где невеста стоит с тяжелым веником из гладиолусов. Платья не видно, верхние бутоны закрывают лицо. Одной рукой такой букетище не удержишь, а бросить его назад толпе незамужних подружек могла только чемпионка по тяжелой атлетике.
Сейчас гладиолусы на свадьбах ушли в прошлое. На юбилеи и помолвки, в родильный дом и по прочим торжественным случаям все чаще заказывают букеты или целые композиции. У салона есть постоянные клиенты. Большой популярностью пользуются композиции в стекле, корзинке или сундучке. Так что к цветочному дизайну наш город пришел не позднее, чем столичный Новосибирск.
– Уютный интерьер внутри магазина, витрина, меняющаяся по двадцать раз в году, – это явление понятное. А с чего началось такое преобразование территории? Газоны, живая изгородь, цветы, прудик и дорогие садовые скульптуры, удивительные плетеные домики – все это наверняка требует дополнительных материальных расходов и отнимает массу времени?
– Как театр начинается с вешалки, так и цветочный салон должен начинаться с улицы. Да, все это далось ценой колоссальных усилий. Была привезена земля, посажены растения. Многие пророчили, что фигуры зверей и гномов будут разворовываться, а цветы – обрываться, но настойчивость творит чудеса. Люди привыкли не топтать газоны, не трогать цветы и скульптуры.
В душе каждого человека живет любовь к прекрасному и уважение к чужому труду. Сюда приходят пенсионеры из дальних уголков Бердска и благодарят за всю эту красоту. Территория нашего салона стала любимым местом прогулок местного населения, особенно молодых семей с детьми.
Кстати, идея с домиками принадлежала именно гуляющим здесь детям. Видя фигурки зверей и маленьких человечков, они задали вполне резонный вопрос: «А где они живут?» Так появились плетеные домики, крытые рисовой соломкой и украшенные живыми цветами.
– Сегодня жители стали активно озеленять свои дворы. Обращаются ли они к вам за посадочным материалом и предметами дизайнерского интерьера?
– Ко мне часто приходят, прежде всего за идеями. Приятно узнавать от знакомых, что то тут, то там люди пытаются создавать своими силами интересные клумбы и газоны. Посетители расспрашивают, как лучше сделать, какие цветы выбрать, и я охотно делюсь с ними знаниями, рекомендую литературу.
– Что, кроме таланта руководителя и прекрасного оформления, несет успех салону?
– Это надежные и творческие люди, которые в нем работают. Кроме членов моей семьи, трудятся здесь прекрасные флористы, сочетающие в себе оригинальность художника и вежливость продавца. А Юля совмещает фитодизайн с бухгалтерией – очень редкие способности.
В планах у Марии Скороходовой создание арки с вьющимися растениями и собственного сайта в интернете. Оказывается, не стоит бояться сменить профессию в зрелые годы, если выбранная деятельность по-настоящему интересна и любима, а рядом есть дорогие и близкие люди, готовые поддержать словом и делом!
Светлана КНИЖНИК
Комментарии