Лето юных геологов
Лето юных геологов
Этим летом ребята из клуба «Юный геолог», действующего на базе Лаборатории экологического воспитания ИциГ (бывшая СЮН) побывали на Шерловой Горе – самом знаменитом месторождении драгоценных камней Забайкалья.
Сюда мечтают попасть минералоги и любители камня не только России, но и других стран. Голубые аквамарины, желтые гелиодоры, топазы, морионы и еще более 100 минеральных видов… Есть что посмотреть! Только добираться до этого «Клондайка» довольно далеко – находится месторождение на приграничной с Китаем и Монголией территории с очень поэтичным названием Даурия.
Представьте себе изумрудного цвета, растворяющиеся и становящиеся палевыми на горизонте сопки, степь и ярко-синее небо с ослепительно белыми башнями кучевых облаков, серебристые полоски озер – все это кажется удивительно прозрачным, «звонким» и дает необыкновенные ощущения простора и умиротворенности. Но все это еще впереди…
Составляя маршрут экспедиции, включили туда и другие интереснейшие места Забайкалья.
День первый. Назар Герасимов: «В шесть утра мы уже на вокзале в Чите. Сложили рюкзаки в кучу и пошли посмотреть город, пополнять запасы провизии. Около десяти подошла машина. Водитель дядя Женя быстро сообразил, где можно нас недорого и вкусно покормить, и буквально через пять минут мы уже заказали бурятские буузы.
После завтрака отправились к отрогам Яблонового хребта, чтобы побывать на Кадалинских Скалах – причудливой формы выходы гранитов. Выветрелые останцы напоминают то птиц, то верблюдов, то печку из русской сказки. Интересно было влезть в выработанные ветром ниши или забраться на самую вершину скалы, откуда открывались великолепные виды. Были и интересные геологические находки, еще мы рассматривали пегматитовую зональность, учились ориентироваться на местности.
Спустившись вниз, окунулись в ледяную воду ручья. Воздух прогрелся до 30, в ручье не больше шести, бодрит!
Первое дежурство. Валя Ковалев опрокинул котелок с уже готовой гречкой, так что на ужин была гречка с тушенкой и золой. Впрочем, ели все с большим аппетитом. А еще руководители принесли охапку ревеня. Уже почти ночью чистили черешки для завтрашнего компота».
День второй. Сегодня побывали в удивительном месте, на Земле их всего три. Называются они мировыми водоразделами. С обычных хребтов реки текут, как правило, в бассейн двух крупных рек и одного океана, а с горы Палласа (Яблоновый хребет) сразу в три крупные реки: Енисей, Лену и Амур, и океанов получается два – Северный Ледовитый и Тихий.
Маршрут был долгий и утомительный – приходилось буквально пробираться сквозь заросли огромной травы. Эх, нам бы мачете! Зато после нашего хождения-восхождения тропа стала удобной для последующих путешественников.
А вечером прошли захватывающие соревнования по ночному ориентированию, во время которых некоторые из ребят решили пошутить и создали невероятный шум – как-будто сквозь чащу ломится огромный зверь… Хитрость все быстро раскусили и долго смеялись, вспоминая первые ощущения.
День третий. Кирилл Кондырин: «Утром посетили еще один уникальный геологический объект – Красную Горку. В «законсервированном» древнем озере мезозойской эры сохранились многочисленные отпечатки растений и животных. Нам удалось найти листочки гингового дерева, шишечки хвойных и крылышки насекомых. Жаль, было мало времени покопаться!
В Чите встретились с Константином Игоревичем Клопотовым, умным и уважаемым геологом. Он будет нашим проводником в Забайкалье! И, ура, наконец-то, наша команда в полном сборе отправилась на Шерловую Гору. Только к вечеру добрались до места, поставили палатки и, предвкушая завтрашние находки, завалились спать».
День четвертый. Данил Сидько: «Первый наш маршрут был на Безымянную сопку, там нашли только мелкие бериллы. Потом Константин Игоревич перевел нас на Новиковскую копь, где я нашел большую часть своих топазов. Далее мы переместились на следующую копь – личную свалку Сергея Вольфрамовича (еще один наш местный шерловогорский проводник, его дедушка был лично знаком с Ферсманом). Это был берилловый рай! Мелких кристалликов берилла было так много, что Назар даже устроил посыпание головы и купание в бериллах. А я сказал руководителям, что «русская Бразилия» совсем не на Урале, где за целый день на Жуковской копи мы не нашли ничего, а здесь, на Шерловой Горе. Они согласились.
После многочасового путешествия вернулись в лагерь. Ужинали, разбирали образцы, анализировали увиденное и обсуждали планы на будущее. Поздно вечером вернулись Ирина Владимировна и дядя Женя. Привезли две трехлитровые банки холодного молока, сметану и свежий хлеб. Было очень вкусно».
День пятый. Валентин Ковалев: «Сегодня едем на Адун-Челонский хребет. Адун-Челон – это заказник, входящий в Даурский биосферный заповедник. Об этом месте великий путешественник и исследователь России XVIII века Паллас сказал: «Я нигде в моей жизни лучше не видывал!» Ехали долго, любовались степными пейзажами, высматривали замаскированные военные сооружения, каких в Даурской степи очень много – от небольших дотов до ангаров под самолеты. Через некоторое время пейзаж сменился. Стал просматриваться вытянутый хребет со скальными выходами. Это и был Адун-Челон. Мы прошли по экологической тропе, познакомились с местной флорой и фауной и, конечно, посетили старые «закопушки». Многие скалы хребта имеют свои названия – Хамелеон, Каменная Баба, Каменный Дед, и мы с удовольствием находили похожие очертания!»
День шестой. Кирилл Годунов: «День выдался интересный. Сначала мы посетили старый оловянный карьер. Там нашли много разных минералов зоны окисления очень нарядной, яркой окраски. После обеда разделились на две группы: три человека пошли в баню, а остальные семь – искать древних окаменелых рыб. Мне больше всего понравилось рассматривать «запчасти» рыб. Самому целую рыбу найти не удалось. Но ведь и окаменелые хвосты не каждый день находишь! «Тургинские рыбки» – еще один уникальный природный объект – здесь были сделаны самые первые описания ископаемых органических остатков в Забайкалье».
День седьмой. Александр Нелюдов: «Сегодня отправились за 190 км от Шерловой Горы на озеро Зун-Торей. Это крупнейший водоем Забайкальского края, его можно считать остатком древнего моря. Вода в озере соленая, а берега глинистые, топкие, так что купаться не пришлось. Но на каменных косах берега мы нашли много агатов, халцедонов и даже аметисты! Каждый набрал по кучке. Когда вернемся в Новосибирск, нам их распилят, а уж отполируем сами. Вот будет красотища!»
День восьмой. Иван Кузьмин: «Сегодня последний день на Шерловой Горе, и каждый хочет найти, добрать то, что не успел или не смог найти в первый день. После длительного копания в отвалах и старых выработках, рытья мелких «закопушек» добыли кучу образцов. В целом день прошел весело и продуктивно».
День девятый. Андрей Тарасовский: «Утро началось с затишья, ничего хорошего не предвещающего. Только мерное постукивание капель по тенту палатки. Дождь шел все утро. Но несмотря на причуды погоды, как обычно позавтракали, собрали личные вещи и палатки и отправились в путь. Ехали долго и нудно, практически нигде не останавливались. За день нужно было преодолеть больше 300 км. Прибыли на место со странным название «Кличка». Кличкинская группа месторождений богата набором минералов, многие из которых есть в коллекциях наиболее известных минералогических музеев мира! Именно здесь встречается очень красивый разноцветный флюорит. Копались до темноты, и нам удалось найти и шикарные кальцитовые друзы, и изумрудно-зеленый флюорит, и очень красивую красно-желтую яшму».
Ирина НЕГОДА,
руководитель клуба «Юный геолог»
(Окончание следует)
Комментарии