Культурно-политическая «Кухня»
Культурно-политическая «Кухня»
Во времена нестабильности личные проблемы больше чем когда-либо неотделимы от общественных. Вот почему людям так важно собираться вместе – слушать, говорить, обсуждать.
В нашем сознании так же, как и в объективной реальности, вряд ли когда-нибудь совпадут два, казалось бы, идентичных понятия – интересы народа и интересы государства. Мы привыкли к тому, что ответственные решения, которые принимаются «наверху», в меньшей степени способствуют благополучию рядового населения. Говорить о том, почему так происходит, можно долго, и вывод, скорее всего, будет неутешительным. (Достаточно вспомнить сказку, в которой герой победил дракона и вошел в пещеру с богатством, отобранным у народа: золото завладело его разумом, и юноша не заметил, как сам превратился в дракона). Поэтому человеку остается только решать насущные вопросы: «Как жить?» или «Что делать?»
Думается, люди, которые посчитали необходимым потратить свои выходные на посещение площадок фестиваля «Кухня», относятся к категории неравнодушных к происходящему и ищущих ответы на свои вопросы.
Программа обещала много интересного. Единственное, что огорчало посетителей – невозможность быть в нескольких залах одновременно. Например, слушать прогноз Михаила Делягина «Новые экономические сценарии России» и принимать участие в публичной беседе «Русский язык на грани нервного срыва. Толкование неологизмов» с Максимом Кронгаузом. И то, и другое достойно внимания. Параллельно шла демонстрация слайд-программы «Называя вещи своими именами» Артема Чернова. Впрочем, на чем бы ни остановил свой выбор участник, он в любом случае оказался в выигрыше.
Тема нынешнего фестиваля – «Перезагрузка», что с учетом прозвучавших в публичных выступлениях тезисов можно определить как перестройку обывательского сознания (а за ним и образа жизни) на новый лад в сложившихся экономических условиях.
ЗАЧЕМ НАМ ГЛАМУР?
Первый фестивальный день начался дискуссией под названием «Конец гламура?» В обсуждении принимали участие Максим Кронгауз, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва»; Яна Глембоцкая, проректор Новосибирского государственного театрального института; Йерун Бюсшер, ректор Летнего университета Амстердама; Михаил Калужский, журналист, редактор, блоггер; Виктория Мусвик, фотокритик, преподаватель, колумнист ресурса Photographer.Ru. Позднее к ним присоединился поэт и эссеист Лев Рубинштейн.
– Почему нам нужны эти гламурные люди? – задает вопрос Йерун Бюсшер и сам на него отвечает: «Потому что в глубине души мы надеемся на то, что сами можем стать такими (успешными, богатыми, знаменитыми)… и смотреть на других сверху вниз… В этом люди видят свое счастье…»
Гламур здесь называют идеологией нового общества. Не то что бы это достойная замена официальной идеологии (которой у нас не существует). Просто человеку свойственно верить в сказку. Чем тяжелее время, тем больше потребность мечтать о красивом и недостижимом идеале. Вот почему, считают специалисты, никакой конец этому гламуру не грозит.
Единственное, что так и осталось вопросом: «Что же такое гламур?» Видимо, это настолько общее понятие, что каждый выступающий говорил о чем-то своем, близком ему. В результате эксперты пришли к вполне очевидным выводам: во-первых, гламур – это то, что очаровывает, завораживает, притягивает; во-вторых, красивая внешняя оболочка не имеет смысла без внутреннего содержания.
Эту дискуссию нельзя назвать проблемной или практически полезной, но она была достаточно любопытной и позитивной для того, чтобы открыть фестиваль.
ГДЕ КРИЗИС?
Мероприятия второго дня включали в себя публичные беседы, чтения, а также демонстрацию кино и фотоматериалов. Видимо, это неизбежно, что многие обсуждаемые проблемы так или иначе касались экономического кризиса.
Экономист, политолог, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин рассказал о том, что происходит в стране и мире и чего нам стоит ждать. Интерес аудитории проявился не только в сосредоточенном слушании, но и в потоке вопросов, который не прекратился даже когда выступающий покинул сцену, освободив ее для следующего оратора.
Кулуарные рассуждения опытного аналитика звучали убедительней официальных прогнозов с их размытыми формулировками и ничем не подкрепленным оптимизмом. Впрочем, по словам Михаила Делягина, у нас все не так плохо. На смену нынешней власти, погрязшей в коррупции и освобожденной от всякой ответственности, придут люди, которые будут «контужены ужасом перед тем, что бывает, если игнорировать интересы общества… и они будут проводить более или менее адекватную экономическую политику…»
Михаил Делягин подчеркнул также, что самое трудное у нас еще впереди, но вероятность того, что наша страна перестанет существовать в ходе «предстоящей катастрофы» небольшая. Гораздо вероятнее, что «мы выползем в успешную авторитарную модернизацию... Авторитарную, потому что разложение нашего общества таково, что демократическим путем ничего сделать нельзя… Авторитарная модернизация – дело неприятное, но другого не будет, потому что другие возможности отсечены ходом исторического развития…»
Оптимистично? Как сказать… Тем не менее, свое выступление московский гость закончил словами о том, что время нам предстоит трудное, но интересное, и что большинство сидящих в зале успеют насладиться плодами собственных достижений.
Бодрое и жизнерадостное мироощущение, несомненно, свойственно голландскому культурному предпринимателю Йеруну Бюсшеру. Свое отношение к происходящим в мире событиям он выразил в публичной беседе «Кризис как благословение для творческого профессионала»:
– Кризиса не существует. Это лишь социальная концепция. В жизни человека происходят события, в том числе неприятные, такие, как, например, увольнение или потеря денег… У нас есть моральная обязанность использовать свою энергию не на то, чтобы сожалеть о безвозвратно ушедшем, а на те вещи, которые существуют и на которые мы можем повлиять. Кризис означает, что появляются новые ценности, так как старые уже не срабатывают. Кризис – это время ухватиться за новые возможности.
Чтобы выяснить, совпадают ли мои впечатления от всего происходящего с концепцией организаторов, я обратилась к директору фестиваля Татьяне Ткаченко.
– Главный герой сегодняшнего фестиваля – кризис?
– Думаю, что главные герои – это гости и хедлайнеры… Тема фестиваля «Перезагрузка», конечно, связана с кризисом. Мы пытаемся осмыслить тот период, в котором находимся, понять, как культура реагирует на вызовы этого времени. Культура делает это раньше, чем все остальное. Мы разделяем надежды оптимистов не только на то, что кризис закончится, но и на то, что он дает определенные шансы выйти из него обновленными.
– Цель фестиваля собрать людей и призвать их задуматься?
– За два с половиной года существования проекта «Кухня» у нас сформировалась определенная аудитория и это, в первую очередь, думающие люди. Задача нашего фестиваля – провести хорошо время в этом формате, который мы называем «разговоры и массовая культура».
Очевидно, именно такой формат более всего способен привлечь целевую группу, которую директор фестиваля «Кухня» определила как «люди со смутной тягой к культуре и знанию». Впрочем, эта самая тяга у людей, по-моему, вполне определенная.
Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Комментарии