Куда обращаться по вопросам ЖКХ
Куда обращаться по вопросам ЖКХ
Вопросы в сфере ЖКХ затрагивают интересы практически каждого человека. И когда они нарушаются, граждане сразу обращаются в администрацию района или прокуратуру. По любому поводу: неправильное начисление оплаты за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилья, пользование общедомовым имуществом, жалобы на действия управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК.
Между тем существуют структуры, которые отвечают за решение этих вопросов. Прежде всего, государственная жилищная инспекция. Основная задача ее – контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.
Главная государственная жилищная инспекция имеет органы во всех субъектах РФ. На территории нашей области в соответствии с постановлением губернатора от 15.03.2005 г. №145 работает Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (ГЖИ НСО). Она находится по адресу: 630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18.
ГЖИ контролирует выполнение всеми субъектами правоотношений в жилищной сфере обязательных требований к товарам (работам, услугам), которые установлены действующим законодательством. Ее задача – защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг. ГЖИ занимается выявлением и предупреждением нарушений при использовании и содержании жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, принимает необходимые меры по выявленным нарушениям. В компетенцию ГЖИ входит контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; техническим состоянием жилищного фонда, своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту. Она следит за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления ЖКУ; рациональным использованием в жилищной сфере воды и топливно- энергетических ресурсов; техническим состоянием мест общего пользования. Соблюдение порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, отнесения жилых домов к категории аварийных и подлежащих сносу или реконструкции для постоянного проживания; организация управления многоквартирным домом; своевременность исполнения работ по заявкам населения; наличие в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; выполнение принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений – это компетенция жилищной инспекции. Должностные лица ГЖИ вправе привлекать к административной ответственности управляющие компании и ТСЖ, выдавать предписания. Вопросы, связанные с установлением тарифов на коммунальные услуги, подлежат рассмотрению в департаменте по тарифам Новосибирской области, который действует на основании постановления губернатора от 28.09.2009 г. №406. Его адрес: Красный проспект, 18.
Департамент осуществляет государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям НСО предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги. Именно в департамент нужно обращаться в случае нарушения (реального или предполагаемого) порядка исчисления платы за жилье.
Остановлюсь на этом важном моменте – плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Она различна для граждан, которые проживают в неприватизированных квартирах, и для собственников помещений. Плата для помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения. Она состоит из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения. Она включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества; 2) плату за коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
Тарифы на коммунальные услуги с учетом государственного регулирования устанавливают сетевые организации (ОАО «СибирьЭнерго», МУП «Горводоканал» и др.). Эти тарифы фиксированные, они не зависят от мнения жителей.
Если нарушения касаются тарифов на коммунальные услуги (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов), изменения платы за найм жилья, жалобы могут быть направлены в департамент по тарифам НСО.
Другая ситуация с размером оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Общее правило, установленное Жилищным кодексом: собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт. Если дом находится в государственной или муниципальной собственности, то эти расходы несут государство или муниципалитет, а граждане оплачивают их по установленным нормативам. Случаи нарушения могут быть обжалованы в департамент по тарифам.
Если же квартиры в доме частные, то бремя ответственности за содержание имущества несут сами жители. Они устанавливают (на общих собраниях) размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. И поскольку нарушения могут быть допущены только управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК (например, установление платы на содержание выше, чем установили собственники на собраниях), следует обращаться в ГЖИ НСО.
До обращения с жалобами в государственные органы имеет смысл написать претензию в управляющую компанию, ЖСК, ТСЖ. В ряде случаев это позволяет решить проблему.
А. Борисова, ст. помощник прокурора -----------------------
Комментарии