Куда исчезает вода
Куда исчезает вода
Коммунальные проблемы остаются актуальными в любое время: в жару и в холода, в будни и праздники. И редакционная почта «Навигатора» – лишнее тому подтверждение.
«В нашем ТСЖ все было нормально, пока мы не поставили общедомовой счетчик на горячую, холодную воду и отопление, – пишет Николай Михайлович Самойлов, житель пос. ОбьГЭС. – Если за холодную воду и отопление мы получаем экономию, то за горячую платежи по сравнению с прежними выросли до 20%. Народ возмущен, а правление не знает, что делать, и придумывает разные варианты, как с этим бороться. Сначала ввели графу в платежке «За полотенцесушитель». Потом на собрании постановили, чтобы два будущих месяца платить всем поровну. Перерасход вышел и за эти месяцы. Но причину его не нашли. Сейчас же обстановка усугубилась, т. к. 40% жильцов поставили квартирные счетчики. Экономия составляет 50-70%, а для живущих летом на даче и все 100%.
В данный момент решение правления таково: у кого квартирные счетчики, платит до 10% больше к фактически потребленной воде, а оставшаяся сумма делится на остальных. Возмущаются и те, и другие. Часть жильцов грозится не платить за перерасход в дальнейшем, а другая – уже не платит. Какие существуют способы разрешить эту острую ситуацию?»
Перерасход холодной и горячей воды, тепловой энергии – проблема достаточно распространенная. С ней бьются и жители многоэтажных домов, и управляющие компании. Практика показывает, что, даже не стремясь к экономии воды, обычная семья расходует ее значительно меньше, чем заложено в нормативе (около 10,5 м3 на человека, из которых 6,5 м3 приходится на холодную воду, остальное – на горячую. Точная цифра зависит от типа благоустройства жилья). Так почему же общедомовой счетчик зачастую фиксирует невероятные цифры?
Обращаясь с этим вопросом к нескольким специалистам в области ЖКХ, однозначного ответа я так и не получила. Они были единодушны только в том, что надо разбираться конкретно с каждым случаем «несостыковки» показаний индивидуальных и общедомовых счетчиков или явно выраженного перерасхода воды, тепловой энергии.
Перерасход горячей воды может возникать по нескольким причинам. Первая – низкий водоразбор горячей воды, подаваемой в дом. «Застаиваясь» во внутридомовых трубах, она остывает еще больше, и жителям приходится ее сливать, чтобы получить более-менее горячую воду. В этом случае перерасход может получиться существенный, но он был бы заметен уже на внутриквартирных счетчиках, чего, судя по письму Николая Михайловича, не наблюдается.
Вторая причина – большое число незарегистрированных жильцов в квартирах без счетчиков. Если в квартире прописан один человек, а живут, скажем, четверо, то получается, что эта семья платит по нормативу за одного, а за остальных троих вынуждены платить соседи, поскольку общедомовой счетчик исправно отсчитает все потраченные «кубы». А потом на общем собрании эти недобросовестные жители отказываются платить даже свою часть перерасхода, поделенную на всех жителей дома, мотивируя тем, что «у них и так всё включено».
Бороться с таким явлением можно только одним способом: решением общего собрания жильцов заставлять тех, кто не имеет индивидуальных водосчетчиков, оплачивать воду и стоки не по числу прописанных, а с учетом реально проживающих. Но к дому Николая Михайловича это тоже, скорее всего, не относится – ведь тогда бы наблюдался перерасход и холодной воды тоже, чего, судя по письму, не происходит.
Третьей причиной существенного перерасхода горячей воды может быть неправильно установленный прибор учета. Если температура подаваемой в дом горячей воды оказывается слишком высокой (согласно санитарным нормам и правилам СНиП 2.08-01-89 «Жилые здания» температура горячей воды должна быть не ниже +50 и не выше +70 градусов круглогодично), ее приходится разбавлять водой из «обратки». Разбавление в случае необходимости происходит автоматически, но за этим процессом «следит» специальный датчик. И там же, на «обратке», должен стоять датчик, учитывающий объем воды, добавляемой в «горячую трубу». Если такого датчика нет или его показания не учитываются, то с жильцов будут брать и за ту воду, которая только поступила, и за подмес, который попадает в общедомовую систему горячего водоснабжения из обратки.
В случае с ТСЖ на ОбьГЭС последняя версия кажется наиболее вероятной, но она остается только предположением. Чтобы узнать настоящую причину, надо пригласить на экспертизу специалистов, которые занимаются проблемами учета водо- и теплоснабжения. В Новосибирске такое обследование могут провести в МУП «ТЭРС» («Теплоэнергоресурсосбережение»). Телефоны этого предприятия: 276-02-63, 276-21-56; e-mail: referent@ters.211.ru, сайт: http://mupters.ru.
Ирина ТАМИРИНА
Комментарии