Круговорот любви и пыли
Круговорот любви и пыли
Этот замечательный спектакль по времени пришелся очень удачно. Когда вовсю поют птицы, а по улицам, перепрыгивая через грязные ручейки и обходя глубокие лужи, весело шагает красавица Весна, хочется думать только о самом светлом и прекрасном. О любви.
В малом зале Дома ученых много молодых одухотворенных лиц. Это родственники и друзья актеров, занятых в спектакле, зрители, знакомые с творчеством коллектива Валерия Стефаниева, – преданная и благодарная публика. Их привела сюда настоящая любовь. К искусству, к сцене и к Хэппи-центру.
Лирическая эклектик-драма «Узор любви и пыли», в основе которой лежит произведение Санъютей Энтё «Пионовый фонарь», удивила зрителей прекрасным сюжетом, повествующим о любви молодого поэта Хагивары к юной девушке О-Цую.
Поклонники коллектива были восхищены и блестящей игрой исполнителей, и продуманностью, и лаконичностью каждой сцены. Порадовала умеренность грима и оригинальность костюмов. Актеры, изображавшие древних японцев, не были похожи на карикатурных китайских болванчиков. Актрисы не напоминали изуродованных белилами японских гейш с торчащими из причесок палочками. Даже имена героев можно было с первого раза повторить и запомнить. Было видно, что создатели постановки не гнались за фотографическим сходством артистов с жителями Страны Восходящего Солнца. Их внешность была словно слегка намечена карандашом и оставляла большой простор для фантазии. Внутреннее содержание образов исполнители старались передать эмоциональными жестами, интонациями и мимикой.
Сам Валерий Стефаниев – человек очень многогранный. В театр он попал еще в детстве и буквально заболел им. Став актером, очень тяготился творческим простоем. Продолжительные поиски именно своих ролей и своего режиссера оказались очень сложным делом. Тогда и родилась идея идти дальше и писать самому. Стефаниев много сочинял, фантазировал, изобретал. Но написанные пьесы жаль было отдавать «на сторону». Неизвестно еще как все это будет подано. Выход был один: ставить своими силами.
Конечно, можно было в тысячу триста какой-нибудь раз поставить всем известную «Чайку» или «Грозу». Предлагая зрителю что-то совершенно новое, всегда рискуешь. Но и зритель на такие вещи приходит особенный: мыслящий, понимающий, любящий.
При всей оригинальности автора и постановщика традиции жанра нисколько не пострадали: влюбленный поэт чрезвычайно пылок, несчастная девушка достаточно юна, аптекарь, друг юноши до циничности прагматичен. Присутствует и обязательный жестокий отец девушки, буйно помешанный самурай. Пьющий шарлатан с имиджем местного шамана одной емкой фразой открывает в середине действия главную интригу драмы: могила убитой отцом О-Цую – одна из самых древних на кладбище. Так мы понимаем, что поэт влюблен в призрак. А любовь-то, судя по нежным романтическим сценам, очень даже взаимна! Моменты их страстных встреч, крепких объятий и пламенных поцелуев – это долгие дни больного Хагивары, проведенные в беспамятстве.
Однако не все в спектакле так трагично. Позабавила ведущая, произносившая слова автора. С большим юмором показана сцена знакомства и сближения робкого юноши и застенчивой девушки. Очень смеялась публика над многозначительной фразой шамана: «Вот такие у нас бывают выборы!» Естественно, речь шла о выборе между жизнью и смертью, но те, в чьей памяти были еще свежи события начала марта, хохотали особенно весело.
Все в спектакле значимо и символично. Ничего лишнего. Автор и исполнители не опускаются до бытовых проблем. Никто не ест на сцене суши, не пьет сакэ, не перебирает рис. Любовные сцены достаточно ярки, но по-японски целомудренны даже при изображении близости героев. Это просто красивый, несколько экстравагантный танец.
Настает решающий момент. Увешанный амулетами поэт еще может спастись, решительно отказавшись от возлюбленной.
– Молчи, Хагивара! – приказывает девушка, не желающая смерти любимому.
– Я люблю тебя! – произносит он, срывая с себя гирлянды амулетов. Торжество взаимного чувства уносит поэта из мира живых.
Умирая от любви, мы становимся пылью, а воскресая в новом теле, мы вновь влюбляемся! Такой вот своеобразный круговорот, замкнутый и вечный. В эти чудесные весенние дни хочется пожелать всем: любите и будьте любимыми, не откладывая все это до следующей жизни!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии