Королева без амбиций
Королева без амбиций
16 октября в Доме ученых прошел творческий вечер народной артистки России Ирины АЛФЕРОВОЙ, известной по фильмам «Три мушкетера», «Хождение по мукам», «С любимыми не расставайтесь»… В Новосибирск Ирина Ивановна приехала в качестве президента Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи» и, по словам актрисы, попросила занять ее в течение минувшей недели «по полной программе».
Алферова побывала в детском доме, встретилась с руководителями организации патриотического воспитания молодежи «Русский щит» и, конечно же, не упустила возможности выступить в родном Академгородке, где «на заре туманной юности» несколько лет занималась бальными танцами, играла в студенческом театре НГУ и даже выигрывала титул «Мисс Пресса» на одном из конкурсов красоты клуба «Под интегралом»!
В Доме ученых мы увидели блестящее сольное выступление актрисы, два часа без передышки отвечавшей на записки. Даже практически в домашней атмосфере Малого зала у артистки проявился ныне редкий профессиональный подход: отработать честно, и по полной программе.
Вечер начался с видеоклипа на знаменитый шлягер восьмидесятых «Ты меня любишь» с участием Алферовой, а потом любимую артистку засыпали вопросами.
– С течением времени меняется ли ваш рассказ о том, как вы стали актрисой? Какие моменты хотелось бы отметить сегодня?
– Сначала я поступила в Новосибирское театральное училище. Думаю, успешно бы его закончила, сейчас бы играла где-нибудь здесь, а ни в какой не Москве. И на этот счет у меня никогда не было амбиций. Но Воложенин, худрук нашего театра, сказал решительно: «Тебе надо ехать в столицу!» Я и поехала.
В Москве спрашивала у прохожих, где находится ГИТИС, а мне отвечали: «Вам туда зачем – все равно не поступите! Там такой блат!» Но меня приняли. Я вам так скажу: если есть желание что-то сделать – делайте! Все возможно. Если человеку это действительно надо, он своего добьется.
– Кто ваши любимые партнеры?
– О, мой любимый вопрос! На днях прочла книгу воспоминаний об Олеге Дале. Там есть и мои высказывания о нем. Прочитала и всплакнула. Это был один из моих любимейших партнеров. Таких актеров на свете нет, он был рожден не на Земле! Мы встретились на съемках картины «Незваный друг». Хотя этого могло и не произойти, мне говорили, что он в любой момент может повернуться и уйти, прекратить съемки… Если он понимал, что из картины вдруг ушло искусство, его ничто не могло удержать. Вот так Олег относился к нашему делу. Но и к себе Даль был невероятно требователен.
На тех съемках он мне беспрерывно рассказывал о себе – какой-то сплошной монолог. Хотя это было ему абсолютно не свойственно – откровенничать с кем-либо. Его никто не понимал. И вот я слушаю Олега, а сама думаю: как же тебе помочь? А потом поняла: ему нельзя помочь. Когда сообщили о смерти Высоцкого, Олег горстями пил успокоительное, но не прерывал съемок. И уже в самом конце работы снова подошел ко мне, несколько минут молча гладил по плечам, а потом сказал: «Ну, все!» Уехал в Киев и умер.
– Как вы считаете, достаточно ли вы были востребованы в Ленкоме у Марка Захарова?
– Конечно, нет! Вот на днях был юбилей у Марка Анатольевича. Мне есть за что его ругать, но язык не поворачивается. Захаров – великий режиссер, я его очень уважаю, он сделал потрясающий театр.
Я ушла из Ленкома после того, как мне было отказано попробоваться на Офелию. Захаров просто сказал: «Составов не будет». И Офелию сыграла его дочь. Но все дело в том, что героиню-то не каждая сыграет, это характерную роль может сделать кто угодно! Тут нет ничего особенного, надо просто быть Петрушкой.
Я пробовала себя в Ленкоме и в этом амплуа. Вызывает однажды Захаров к себе в кабинет: «В новой постановке есть хороший материал – на вас!» Оказалось, в спектакле «Игрок» одна светская дама в определенный момент начинает материться, у нее появляется хвост, и дама превращается в обезьяну. Первая репетиция, подходит Захаров: «Ну, давай! Рычи, рычи!» А я не смогла. Как увидела, что сидит на сцене его дочечка, играет первую красавицу России…
– Существует ли для вас понятие «незаменимые актеры» – или есть просто «звезды» театра и кино? Тот же Захаров ввел Певцова вместо Караченцева в легендарный спектакль «Юнона и Авось».
– (после паузы) Сложный это вопрос, очень сложный. В свое время на роль Николая Петровича готовился еще один артист, но этот ввод рисковал погубить спектакль. Но, видно, идеи о втором графе Рязанове Захаров не оставил.
Марк Анатольевич – лидер, а таким людям присуща некоторая жестокость. Но иначе и собственного театра не создашь. Расскажу вам и другой случай. Несколько лет назад у Абдулова умер брат. Саша пришел попросить отменить спектакль и улететь на похороны. Захаров ему на это отвечает: «Ну что же это такое? Народу в театре много, если мы все будем без конца летать на похороны, кто будет спектакли играть? И Саша сказал: «Тогда считайте меня уволенным». А когда репетировали «Женитьбу» с Абдуловым в главной роли, дошли уже до генерального прогона и Саша серьезно заболел – Захаров отдал его роль другому актеру! Саша плакал, он не заслужил такого обращения. Я думаю, это ускорило его смерть. И считаю, никем нельзя заменить Абдулова, Смоктуновского, Андрея Миронова… Незаменимые есть!
– В свое время ваш развод с Абдуловым наделал много шуму. Если бы все можно было вернуть назад, вы бы сохранили отношения?
– Да я бы не вышла за него! Мы очень разные. Ему нужна была жена-нянька, а я сама не могу без внимания. Но Саша же был актер! Сколько он сделал – а сколько не сделал… Вокруг него всегда была куча народу, он любил, чтобы дверь в доме не закрывалась. Эти постоянные застолья… Я пожила так несколько лет и поняла: все, с меня хватит! Но на сцене Саша был удивительным партнером, потрясающим. Ни один артист так не выкладывался на спектаклях – ни один! Он не отдыхал между своими сценами, а стоял за кулисами и отдавал свою энергетику другим. Как жаль, что не записан на пленку наш последний с Абдуловым спектакль «Все проходит», где мы играем супругов, запутавшихся в отношениях!
– Ваша дочь – актриса. Вы следите за ее творчеством? Болеете за участницу «Ледникового периода»?
– Я смотрела первое выступление Ксении на этом телешоу. Знаете, у дочери взрывной характер. Я-то могу и потерпеть, а вот ей подавай все и сразу. Но в этом шоу ее нельзя не полюбить. Она сутками на льду. Я суровая мать, никогда не говорила ей комплиментов. Так Ксения специально просила меня ничего ей не говорить по поводу того, как она катается. Ей трудно, она никогда не стояла на коньках. И к тому же для катания у нее слишком длинные ноги. Но я была поражена тем, что она делает на льду! Жаль, роли в этом шоу распределены заранее, я это вижу как актриса.
– Вмешиваетесь ли вы в личную жизнь дочери?
– Конечно! Я ведь человек с интуицией. Правда, она не всем женщинам помогает. Влюбишься – и пиши пропало! Но Ксения сама хотела посоветоваться со мной, когда приводила домой молодых людей. Надо сказать, мне никто не нравился из ее мальчиков. Я ей говорила: ну что ты в нем нашла, он же такой неинтересный! И она соглашалась, пусть и не сразу. А потом я поняла, что слишком влияю на дочь. И испугалась, что она вообще никогда не выйдет замуж. Своего нынешнего мужа Егора Бероева Ксения от меня просто прятала! И я сдалась. А то, боюсь, и его бы забраковала.
– Если бы вы были мужчиной, кого из российских актрис поставили бы по красоте на второе место – после Ирины Алферовой? (Аплодисменты зала.)
– Ну, я же не мужчина… Молодые наши артистки все красивые. Правда, никого из них не знаю как зовут. Потому что снимаются в сериалах, а я их не смотрю. Отмечу лишь главный момент – не везет на режиссеров нынешнему поколению артисток. Красоту ведь надо уметь вытащить. Если уж королей играет свита, то королев и подавно!
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии