Конец алкогольных приютов
Конец алкогольных приютов
По указу президента в России ликвидируются уникальные учреждения – медвытрезвители системы МВД. Никогда никого не вытрезвлявшие, не оказывавшие никаких медицинских услуг (хотя бы из-за отсутствия обязательной для этого лицензии), а выполнявшие только одну-единственную роль – платной «кутузки» для пьяных и не очень пьяных людей.
РЯДЫ «ТРЕЗВЯКОВ» РЕДЕЮТ
В новогодние праздники, когда количество пьяных на улицах будет расти, Новосибирск не досчитается четырех (из шестнадцати) медвытрезвителей: в Заельцовском, Калининском, Центральном и Первомайском районах. А как у нас, в Советском? Звоню на Пасечную, 16а, где испокон веков находится районный «приют для алкоголиков».
– У нас пока ничего нового нет: занимаемся профилактикой, оказываем услуги, – бодро заявляет дежурный. – До какого времени работаем – пока неизвестно. Но начальство говорит, что без работы не останемся – пьяных-то никто не сможет упразднить.
Примерно в том же ключе высказалось и районное милицейское начальство. Так, заместитель начальника отдела милиции №10 УВД по Новосибирску Игорь Мамонов сообщил, что вытрезвитель Советского района в первый этап сокращения не попадает. И вообще, по мнению Игоря Валерьевича, торопиться с этим не следует: закрыть учреждение проще простого, но что предложить взамен? Окончательно все прояснится только после того, как из МВД поступят официальные бумаги.
ПОД ЧЬЕЙ КРЫШЕЙ?
Ожидает указания сверху и милицейская пресс-служба. Вот как прокомментировала ситуацию с закрытием вытрезвителей начальник отдела информации и общественных связей ГУВД по Новосибирской области Елена Боргено:
– То, что МВД перестанет заведовать вытрезвителями, решено. Но окончательная их судьба связана с принятием Закона «О полиции»: как известно, он вступит в действие с 1 марта 2011 года. В эти же сроки определится и порядок новой прописки вытрезвителей, предположительно под крышей лечебных учреждений. Буквально на днях я разговаривала по этому поводу с начальником милиции общественной безопасности генерал-майором милиции Алексеем Николаевичем Кирилловым, в чьем ведении находятся вытрезвители, и он сообщил, что Министерство здравоохранения и социального развития по-прежнему наотрез отказывается забирать себе под контроль медвытрезвители.
А тем временем работы у милиции прибавилось. Как сообщают из райцентров нашей области, уже лишившихся вытрезвителей (Искитим, Барабинск, Татарск, Ордынск), здесь доставляют сильно выпивших людей прямо в отделы. Чтобы беспомощного человека не ограбили, чтобы, наконец, он просто не замерз. Но всех в отделы не привезешь, да и не положено. Вот и валяются бесхозные пьяницы в коллекторах и подъездах.
ЗАДАЧА ВРАЧЕЙ – ЛЕЧИТЬ
Разговор с главным наркологом Новосибирска Виктором Букиным прояснил, почему же так решительно медицинское ведомство отказывается от «избыточного» наследства МВД. Мой собеседник полностью согласен с министром Татьяной Голиковой, которая считает, что медвытрезвители не должны находиться в системе Минздравсоцразвития: врачи не могут выполнять полицейские функции и удерживать пьяных, но здоровых людей насильно.
– Вот когда человек действительно находится в тяжелой степени опьянения, то он по определению является пациентом больницы, и его надо лечить, – говорит Виктор Николаевич. – Люди же со средней тяжестью опьянения (а в этом состоянии чаще всего и находятся клиенты вытрезвителя) могут подпадать под статью административного кодекса, и заниматься ими должны органы правопорядка. Человек, распивающий спиртные напитки в общественном месте и пристающий к прохожим, не нуждается в медицинской помощи – он нуждается во временной изоляции.
По мнению главного нарколога города, нам пора бы давно перенять зарубежный опыт в отношении опьяневших граждан. Если человек не нарушает общественного порядка – доставьте его домой. Или еще один выход: чтобы находящийся в неадекватном состоянии человек пришел в себя, переночевал, можно транспортировать его в специальный приют, находящийся в ведении социальных служб. Ведь за милицией (полицией) в любом случае должна остаться обязанность убирать пьяных с улиц.
ПЬЯНЫЙ – ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК
И его надо спасать и лечить. В настоящее время получившего тяжелое алкогольное отравление по скорой помощи отправляют в токсикологическое отделение городской клинической больницы №34 и доверяют их заботам реаниматоров. Если же в такую тяжелую жизненную ситуацию попадают подростки или дети, что, к сожалению, тоже случается, выводить из алкогольной комы их приходится врачам 1-й детской клинической больницы.
Сейчас доктора обдумывают и другие варианты неотложной помощи такому специфическому контингенту, как запойные пьяницы. Например, отправлять их в наркологический диспансер. Правда, и он не резиновый, вряд ли сможет приютить всех, кто нуждается в отрезвлении. Есть предложение и о создании специализированной «скорой помощи». В любом случае все эти варианты предполагают лечение, а не просто выворачивание карманов, как это было нередко в хозрасчетных советских вытрезвителях.
А что делать с семейными дебоширами, которые, крепко выпив, не дают покоя своим семьям? Пока не ясно. Раньше грозный окрик жены «Звоню в вытрезвитель!» нередко утихомиривал самых буйных. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, найдется и на такой контингент управа.
Петр ИВАНОВ
Комментарии