Кольцевой вывоз мусора: почему раз в сутки?
Кольцевой вывоз мусора: почему раз в сутки?
С 24 июня управляющая организация ФГУП «ЖКХ ННЦ» стала вывозить твёрдые коммунальные отходы (ТКО) в Верхней зоне Академгородка только в утренние часы, в том числе в выходные и праздничные дни. Это вызвало возмущение у жителей. Наш корреспондент попросил главного инженера предприятия Валерия Кисса рассказать, с чем связано нововведение.
Как известно, с 1 января в Новосибирске действует новая схема обращения с отходами. Эта услуга теперь стала коммунальной и оказывается единым региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск».
Затраты выше платы за объёмы
– ФГУП «ЖКХ ННЦ» после реформы стало субподрядчиком регионального оператора, – отметил Валерий Кисс. – Раньше предприятие самостоятельно учитывало фактические затраты по вывозу отходов, которые складывались из зарплаты водителей мусоровозов, стоимости топлива, других затрат на эксплуатацию автомобилей, и исходя из этого определяло тариф. Сейчас плата за вывоз ТКО определяется с учётом фактического объёма вывезенного мусора, независимо от того, сколько раз производится сбор отходов. Когда стали анализировать, выяснилось, что машины с задней загрузкой, которые в основном работают в Верхней зоне, где нет мусорных контейнеров, вывозят весьма небольшой объём. При этом водитель занят даже в большей степени, чем когда вывозит контейнеры. Ведь приходится подъезжать на каждое место стоянки (а их около сотни), ждать там 10 минут, независимо от того, выносят люди мусор или нет. С начала года мы по договорённости с нашим заказчиком фиксировали количество отходов, вывозимых машинами с задней загрузкой, исходя из объёма их бункеров, потому что объём мусорных пакетов невозможно точно измерить в момент погрузки. Но региональный оператор провёл оценку плотности мусора, который привозят на полигоны ТКО. Теперь полигоны оборудованы весами, каждая машина взвешивается, и не составило труда установить, что объёмы мусора, собранного мусоровозами с задней загрузкой, значительно меньше, чем у машин, которые доставляют отходы из контейнеров.
– Причина низких объёмов вывоза ТКО была установлена в процессе совместного (представителем регионального оператора и нашим специалистом) инспектирования маршрутов, – продолжает Валерий Викторович. – Машины, проезжающие по Верхней зоне и собирающие пакеты от жителей, привозят отходов почти в три раза меньше, чем те, что загружаются из контейнеров. Поэтому было принято решение оптимизировать маршруты и отказаться от одного выезда. Иначе затраты на вывоз значительно превышают плату, которую предприятие получает за фактически вывезенные объёмы ТКО.
Утро вечера мудренее
Выбирая между утренним и вечерним временем вывоза, в управляющей компании решили всё-таки отдать предпочтение первому. Нередко жители выбрасывают пакеты в течение дня в местах стоянок мусорной машины, и его по утрам помогают загружать дворники. Вечером скоординировать взаимодействие сложнее: рабочий день у дворников уже заканчивается. При утреннем сборе мусор, который накидали до вечера, на следующий день гарантированно будет собран, и хотя бы какое-то время во дворах будет чисто.
– Понимаю, что старожилам Академгородка сложно отказаться от привычной схемы. Но мы вынуждены были пересмотреть систему кольцевого вывоза мусора и перейти на одноразовый режим, скорректировав график стоянки мусоровозов, – отметил Валерий Кисс. – Важно, что норматив мы при этом не нарушаем: периодичность вывоза твёрдых коммунальных отходов один раз в сутки соответствует СанПиН 42-128-4690-88 (пункт 2.2.1 глава 2). Информацию для жителей заранее разместили на сайте предприятия gkhnsc.ru, на досках объявлений в подъездах многоквартирных домов. В то же время хочу подчеркнуть, что самый идеальный и удобный способ обращения с отходами – обустройство контейнерных площадок: мусор можно вынести в любое время, объёмы его четко фиксируются, что в дальнейшем позволило бы и скорректировать тарифы. Предприятие тоже смогло бы более эффективно организовать работу. К примеру, водители, вывозящие мусор на машинах с задней загрузкой, заняты только утром и вечером. А что им делать в середине дня? Ведь зарплату им, по сути, надо платить справедливую, как и водителям, которые вывозят ТКО из контейнеров. Сейчас мы немного систему оптимизировали, но при системе с контейнерами сформировать график работы было бы значительно проще. Кроме того, так называемый кольцевой или правильнее сказать поквартирный вывоз (именно так он называется в соответствии с СаНПиН 42-128-4690-88) запрещается применять в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Использовать эту систему в виде исключения возможно в одно- и двухэтажных домах (пункт 2.2.11).
Что дальше?
В мае ФГУП «ЖКХ ННЦ» в качестве эксперимента установило во дворах Верхней зоны 22 пластиковых контейнера для сбора отходов. По словам главного инженера, где-то жители стали пользоваться ими, а где-то категорически не приняли: бак может стоять пустой, а мусор валят рядом. В одном дворе кто-то в знак протеста вытащил пакеты с мусором из бака, разложил их по капотам припаркованных машин, а контейнер укатил за два километра.
– Какой-то протест у людей против контейнерных площадок, не понятно с чем связанный, – отметил Валерий Кисс. – Баки аккуратные, с крышками. Нет никакого запаха, никто не растаскивает мусор, ветер его не раздувает. Машина приезжает, каждый день вывозит отходы, а дворник убирает случайно выпавший мусор. Можно оборудовать контейнерную площадку для группы домов, как это делают в других микрорайонах, чтобы свести к минимуму затраты собственников на асфальтирование площадки и установку ограждения в соответствии с требованиями. Если мы хотим жить в чистых дворах, чтобы не валялся мусор под деревьями, рядом с трансформаторными подстанциями, надо обустраивать площадки.
В заключение разговора Валерий Викторович призвал всех жителей Верхней зоны Академгородка, собственников помещений в МКД принимать соответствующие решения:
– В большинстве дворов существуют места, позволяющие устроить контейнерную площадку с соблюдением всех норм. Для этого необходимо обратиться в ЖЭУ, обслуживающие ваш дом, либо в офис по адресу бульвар Молодёжи, 36. Наши специалисты выйдут на место, согласуют расположение площадки, подготовят смету на её устройство, после чего можно принимать решение общим собранием МКД в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Со своей стороны мы готовы договариваться с региональным оператором о приобретении контейнеров. Один пластиковый «евроконтейнер» с крышкой и педалью для открывания стоит 15600 рублей. Возможно, регоператор возьмёт эти затраты на себя. Академгородок – объект культурного наследия, и его совсем не красят помойки во дворах. Предлагаю всем вместе сделать Городок чище.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии