Классы для будущих инженеров в «Горностае»
Классы для будущих инженеров в «Горностае»
Создание инженерных классов – попытка выйти на качественно новый уровень в развитии инженерно-конструкторского и научно-технического направлений в образовании.
В школах Советского района уже наработан определенный опыт. В прошлом учебном году в образовательном центре «Горностай» открылся девятый инженерный класс. О достижениях и неудачах, с которыми пришлось столкнуться в ходе этого педагогического эксперимента, рассказывает замдиректора по научно-методической работе гимназии №6 «Центр Горностай» Мария МАЗУР:
– Многое пришлось переосмыслить за этот год. Ведь компетенции, которые нужно сформировать при обучении инженерной специальности, прописаны только для высшей школы. Но, как показывает действительность, вузы с такой ситуацией справляются лишь частично. Чтобы вырастить хорошего специалиста, нужны знания плюс коммуникативные навыки, но у преподавателей высшей школы нет ни времени, ни возможностей обучать студентов еще и общению, работе в команде. Адаптировать же систему подготовки инженеров-конструкторов высокого уровня и квалифицированных технологов к общеобразовательной школе не так просто, есть опасность, что хорошая идея превратится в обыкновенную декларативность. Инженер – человек, который мыслит глубоко и системно. Его воспитание – не разовое мероприятие. Педагогическое сообщество думает, пробует. Другие школы находятся в аналогичной ситуации. Хорошо, что в инженерные классы мы набрали девятиклассников, а не одиннадцатиклассников, есть время на исправление ошибок.
– Когда заходит речь о классах с инженерно-технологическим уклоном, автоматически возникает тема системного мышления. Что оно в себя включает?
– Способность мыслить масштабно, уметь контролировать масштаб, подбирать адекватный уровень, на котором руководитель действует наиболее эффективно в каждый момент времени. Глубина мышления – навык смотреть на задачу с разных точек зрения, осмысливать причинно-следственные связи на два-три шага вперед. В течение нескольких десятилетий нас учили быть всего лишь колесиками и винтиками огромного механизма, а думал за нас кто-то абстрактный. Пришла пора выбираться из этой ситуации.
– Тогда какие навыки нужно воспитать?
– Уметь видеть в любой задаче систему, контролировать масштаб мышления. Третий навык – привычка к «многомерному» зрению. А четвертый – «целостного дизайна». Ни одно решение не бывает «само по себе», ни один проект не реализуется в отрыве от остальной деятельности.
– Что планируете изменить в новом учебном году?
– Год назад мы набирали классы не по способностям, а учитывали только мотивацию. В новый 8-й класс провели серьезный конкурсный отбор.
Некоторые учебные модули были крупнее, чем нужно, будем их оптимизировать. В учебном курсе у нас были такие дополнительные предметы, как робототехника, теория решения изобретательских задач, теория ограниченных систем. Ребята работали также с компьютерным «железом», занимались электротехникой.
С нового учебного года вводим обязательный спецкурс по 3D- моделированию. Эту программу уже опробовали на площадках технопарка.
– Кто ваши партнеры? Ведь проект по специализированному обучению реализуется в сотрудничестве.
– Прежде всего это инженерный инкубатор Академпарка «ИнКуб». Для работы с детьми в инженерном классе были привлечены преподаватели и студенты, ведь мы создаем образовательную вертикаль: школьник – студент – учитель – научный руководитель.
Среди совместных с технопарком проектов – «Фабрика программирования», «Современные цифровые технологии: возможный мир профессионализации». Будущим инженерам важно пройти весь путь от получения заказа до оплаты своего труда. Поэтому «ИнКуб» такие заказы ребятам организует. Наши школьники делали сайт для федерации дуэльного фехтования www.masterklinka.ru, за эту работу им заплатили. Еще один интересный заказ был связан с анализом сайтов, посвященных образованию в Новосибирской области. Для заказчика ребята подготовили пакет рекомендаций.
Тесно работаем с независимой ассоциацией дополнительного образования «Общеделовой интерес», Красноярским федеральным университетом. Их сотрудники и преподаватели регулярно приезжают к нам, проводят IT-мастерские. Вместе с красноярскими представителями горностаевцы выезжали в индийский город Пуну, где в последние годы активно развивается отрасль информационных технологий. Школьники могли увидеть работу здешних инжиниринговых компаний, работали над собственными проектами, связанными с созданием гаджетов, тренинговых игр, учебных кроссвордов. Работы они защищали в присутствии иностранных программистов, инженеров, проектировщиков. Были организованы рабочие поездки в Томск и Красноярск.
– Чему нужно учить детей в таких специализированных классах?
– В первую очередь юным Кулибиным необходимо экспериментальное пространство для применения полученных знаний на практике. У ребят должно быть и право на ошибку, и ответственность за нее. Хорошо зарекомендовало себя игровое моделирование, оно позволяет вовлечь школьников в совместный производительный труд и создает возможности для взаимодействия с быстрой обратной связью. Максимально приближенная к реальности модель – IT-мастерские. С начала нового учебного года хотим сделать упор на собственные проекты. Подали заявку на конкурс инновационных площадок минобрнауки НСО. В новом проекте «Школьный технопарк» инженерная составляющая будет ключевой.
– Что посоветуете коллегам из школ, где инженерные классы только открываются?
– Обязательно проводить конкурсный отбор. Если детей набирают с пятого-шестого класса, рекомендую предметникам поработать в сотрудничестве с хорошим педагогом-психологом, чтобы посмотреть интеллектуальную и творческую составляющую ребенка. Есть методики, позволяющие выяснить это. Кроме того, очень важна мотивация. Когда у ребенка есть интерес, он одарен, у него хорошие знания – прорыв будет и в школьном, и в вузовском образовании. В свою очередь мы готовы поделиться с коллегами своими наработками.
Анна СЫЗРАНОВА
Комментарии