Катализаторная фабрика
Катализаторная фабрика
ФИЦ «Институт катализа СО РАН» создаёт центр коллективного пользования. Там будут разрабатываться новые катализаторы для российской промышленности, технологии их производства, решаться вопросы импортозамещения.
– Опытное производство нашего института было создано ещё в советское время на имеющейся тогда технологической базе. Разумеется, оно уже не соответствует современным требованиям, – заявил руководитель Инжинирингового центра ИК СО РАН д.х.н. Вадим Яковлев. – Основные задачи центра – это разработка новых катализаторов, которые были бы конкурентоспособными на рынке; импортозамещение, связанное с экономической безопасностью России (катализаторы используются во всех основных химических процессах). Третье – это масштабный переход от лабораторного уровня к промышленному на катализаторной фабрике.
Как сообщает «Наука в Сибири», в центре будут создаваться катализаторы, технологии, с ними связанные, а также проводиться заказные работы со стороны других научно-исследовательских организаций России, специализирующихся в этой области. Здесь планируется не просто делать определённые технологические цепочки для производства катализаторов (например, для нефтехимии), а разрабатывать некий конструктор, состоящий из отдельных узлов, из которых потом выстраивается та или иная цепочка.
– Подобного подхода в России нет, это передовой зарубежный опыт, его мы хотим внедрить у себя, – отметил Вадим Яковлев.
Среди индустриальных партнёров проекта – «Газпромнефть», СИБУР, «Татнефть», «Уралхим» и др.
Министр науки и инновационной политики НСО Алексей Васильев заметил, что ЦКП «Опытное производство катализаторов» и другой крупный новосибирский проект – ЦКП СКИФ – во многих случаях будут дополнять друг друга.
Уже проведена большая подготовительная работа, готов технический проект, бизнес-план и техзадание на проектирование. За три года ИК СО РАН планирует построить два новых здания – корпус опытного производства катализаторов и корпус установок высокого давления, для тестирования последних. Весь комплекс работ хотят осуществить в 2023-2025 годах. Однако в региональном правительстве пообещали, что приложат все усилия, чтобы ускорить сроки.
– Если мы на 1% увеличиваем выход топлива или пластмассы, это станет колоссальной цифрой в масштабах всей страны, – отметила замгубернатора НСО Ирина Мануйлова.
– Стоимость проекта в ценах 2019 года – 2,8 миллиарда рублей. Это не так много, – считает Вадим Яковлев. – Предполагается софинансирование со стороны наших индустриальных партнёров. Нам нужны здания и основное оборудование, которое позволит делать заказные НИОКР для отечественной промышленности. Новые постройки будут примыкать к корпусу ИК СО РАН, никаких дополнительных земельных участков не потребуется. Если бы не ситуация с пандемией коронавируса, финансирование было бы уже получено. Возможно, попадание ИК СО РАН в санкционный список позволит ускорить этот процесс.
Фото Ю. Поздняковой
Комментарии