Как прекрасен наномир...
Как прекрасен наномир...
В гимназии №3 прошла III Всероссийская неделя нанотехнологий и технического предпринимательства. Состоялось мероприятие по инициативе школ – участниц программы «Школьная лига Роснано» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Минобрнауки НСО, мэрии Новосибирска.
Прогресс в области нанотехнологий вызывает все больший резонанс в обществе. Именно с этим направлением ученые, политики и предприниматели связывают будущее российской науки и техники. Главная же задача, которую ставили перед собой организаторы школьной нанонедели, – не просто привлечь внимание детей и взрослых к актуальной теме, но мотивировать старшеклассников к обучению в технических вузах и дальнейшей работе в наукоемких областях промышленности.
В течение нескольких дней и гимназисты, и педагоги с удовольствием путешествовали по увлекательному миру нанотехнологий.
Ребята узнали о конкурсах «Школьной лиги Роснано», о всероссийской профильной смене «Наноград». Большой интерес у них вызвали лекции с использованием мультипликации: нано в медицине, энергетике, экологии, моде, армии, строительстве.
Уроки также проходили в наноформате. На информатике учителя рассказали детям о квантовом компьютере, на уроке химии и химическом практикуме проводили эксперимент по получению наночастиц серебра и цветных стекол, на английском, немецком, французском ученики смотрели и обсуждали презентации и видеоролики о нанотехнологиях и наноматериалах, на математике создавали сказочные задачи, на географии выясняли, какие нанотехнологии применялись при строительстве объектов олимпийской деревни в Сочи. Азбуку наномира обсуждали на русском языке, на физике работали с материалами книги «Увлекательный мир нанотехнологий».
В 5-11-х классах прошли классные часы по темам «Нанотехнологии вокруг нас», «Что такое нано?», «Микро и макро: дом в котором мы живем», «Знакомство с наномиром». Были организованы экскурсии в технопарк (6«а» – кл. рук Л. Конторович), в интерактивный музей «Галилео» (11«а» – кл. рук С. Коряжкина), ИЯФ (5«в» – кл. рук С. Жакупова).
Девятиклассники прослушали лекцию директора Института неорганической химии СО РАН Владимира Федина «Пористые координационные наноматериалы» (отв. за проведение академического часа Ю. Дубцова).
11-е классы приняли участие в дебатах «Без внедрения нанотехнологий невозможен экономический рост РФ» (рук. А. Воронцова).
Младшие школьники побывали в семи научных станциях-лабораториях, организованных учителями и старшеклассниками. В физической лаборатории ребята из 10«в» и преподаватель физики С. Коряжкина рассказали малышам об умной пыли, оригинальной одежде с необычными свойствами, эффекте лотоса, который используется в современной индустрии, наноскальпеле и наношприце. А в волшебной химической лаборатории (учитель химии Ю. Дубцова и ученики 11«а») ребятам показали опыты по получению оригинальной зубной пасты, тумана, превращению бесцветной жидкости в цветную.
Ленту Мебиуса изготавливали в лаборатории «Живая математика» (учитель математики С. Жакупова и ученики 5«в» класса). На станции «Робототехника» малышам очень понравилось с сенсорного телефона управлять роботами, которых сконструировали старшеклассники.
В лаборатории «Нанотехнологии в лингвистике» под руководством преподавателя русского языка и литературы Е. Тимашевой дети узнали, что слово «нано» – греческое и переводится как гном, карлик. Также ученики начальной школы посмотрели мультипликационный видеоролик о том, как нанотехнологии помогли смешарикам.
– Мне так понравились наноуроки, что появились разные интересные идеи. Например, о том, как здорово было бы вживить в мозг человека такой наночип, благодаря которому человек мог бы мгновенно освоить базовый курс средней школы. А дальше уже занимался бы самостоятельно – совершенствовал полученные знания, повышал уровень, – поделился впечатлениями ученик 2«а» Артем Леонов.
– А мне бы хотелось больше узнать об умной одежде и умной пыли. Мне кажется, что это гениальные изобретения для человечества. Изучать наномир можно и нужно, ведь мы очень мало знаем об этих удивительных частицах, – говорит Софья Сызранова из 4«б».
Елена РЕКИЧИНСКАЯ,
замдиректора по учебно-воспитательной работе гимназии №3
На снимке: в лаборатории «Роботехника»
Комментарии