Как оценить успех
Как оценить успех
Как оценить успех
Проект, за который 61-я школа получила серебряную медаль «Учсиба-2017» в номинации «Внедрение эффективных управленческих и экономических механизмов в деятельность образовательной организации», прежде всего будет интересен родителям младших школьников и будущих первоклассников.
– С введением новых образовательных стандартов, при которых оцениваются не только предметные результаты обучающихся, но и личностные, и метапредметные, остро встал вопрос о самой системе оценки, – рассказывает замдиректора по научно-методической работе Татьяны Сизых. – Как вообще можно оценить результаты работы школьника над собой, силу его стремления к самореализации и множество других параметров, за которые не поставишь ни «пять», ни «два»?
Да и что можно считать успешным образованием? С одной стороны, планируемые результаты заложены в образовательных стандартах, с другой – на их оценку влияют индивидуальные установки, квалификация, опыт учителя. Но нельзя забывать и о личных достижениях ребёнка: что для одного – давно усвоенный материал, для другого – открытие.
Педагоги 61-й школы решили разработать систему оценки, конкретизирующую и сами требования, и ожидаемые результаты образования, да так, чтобы она была понятна не только коллегам, но и непрофессионалам – детям и родителям.
Директор Ирина Харитонова и её заместитель по начальной школе Елена Никляева, авторы проекта «Модель системы оценки образовательных достижений обучающихся начальных классов», решили при оценке метапредметных и личностных достижений использовать баллы: 0, если ученик с заданием не справился, 1, если выполнил его частично, и 2, если усилия увенчались успехом. При этом система мониторинга учитывает динамику достижений ученика, его индивидуальный прогресс. Она фиксирует не только каждый удачный шаг, но и недочёты, над которыми необходимо поработать дополнительно.
– Наш проект демонстрирует результаты двухлетнего кропотливого учительского труда, – пояснила Елена Никляева. – На каждого моего ученика оформлено портфолио, в которое подшиваются четвертные, полугодовые и годовые итоги успеваемости, результаты проектной деятельности, дипломы и грамоты за достижения ученика в разных областях.
Эта информация анализируется педагогами, а итоги оформляются в виде диаграмм, таблиц и графиков, которые затем могут «прочитать» даже дети, чтобы понять, в чём их успехи, а где были промахи.
– Определяется, во-первых, как ребёнок умеет планировать, оценивать и контролировать свои действия; во-вторых, как умеет анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать; и в-третьих, умеет ли задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Ведётся мониторинг по каждому ученику и общий по классу, что позволяет координировать работу школьника, – поясняет Елена Николаевна. – Когда в первом классе я предложила эту систему родителям, они восприняли идею доброжелательно. Со временем просмотр индивидуальных ученических папок на родительских собраниях стал делом обычным. Многие скрупулёзно помечают в блокнотах, с чем не справился ребёнок и на что стоит обратить внимание дома, задают вопросы, просят порекомендовать пособие или специалиста.
По замечанию учителя, лишь иногда встречаются те, кто безучастно пролистывает портфолио и откладывает папку в сторону.
Каждое общеобразовательное учреждение самобытно. Для педагогического коллектива 61-й характерно сочетание здорового консерватизма и стремление к новому. Здесь годами складывались свои порядки и традиции, определённый контингент учащихся. Родителям учеников нравится, что в школе создано благоприятное образовательное пространство, позволяющее их детям гармонично развиваться.
В школе проводится диагностика «Школьный старт», где определяется готовность к обучению, выявляются параметры, на которые нужно обратить внимание и родителям, и учителю младших классов. В начальной школе ведётся мониторинг по сформированности внутренней позиции и мотивации к учению, знанию основных моральных норм, основ экологической культуры, принципов здорового образа жизни. В этот процесс вовлечены также все руководители школьных кружков, секций и факультативов.
Светлана КНИЖНИК, на фото автора Е. Никляева
Комментарии