Живёт такой человек...
Живёт такой человек...
Николая Васильевича ШАДРИНА знаю несколько лет – с времён его председательства в совете ветеранов посёлка Огурцово. Энергичный, отзывчивый и бескорыстный человек оказался замечательным рассказчиком, поведав о своей яркой трудовой жизни.
Его отец Василий Сергеевич – участник двух войн – Великой Отечественной и советско-японской. После демобилизации приехал в Кемерово. Женился. В 1950-м появился на свет первенец Николай. Вскоре молодая семья уехала в Якутию. Отец добывал уголь для пароходов Севморпути. Это и было основным занятием мужской части населения посёлка.
– В Сангарах насчитывалось около пяти тысяч жителей 72-х национальностей! А жили все в дружбе и согласии, – говорит Николай Васильевич.
С ранних лет мальчик был любознательным. Подростком увлёкся геологией. В составе школьного кружка ходил в исследовательские походы. Однажды обнаружил единственный на вечной мерзлоте сероводородный радоновый источник, который назвали Шадринским и занесли на карты Якутии.
Когда учился в восьмом классе, случайно познакомился с участниками картографической экспедиции из Ташкента. Те позвали толкового паренька с собой. Близился конец учебного года. Договорились так: сейчас экспедиция отбывает в горы, но как только он сдаст экзамены, приходит на аэродром. Вертолётчики будут предупреждены и доставят его к месту. Наконец, экзамены позади, согласие родителей получено. Но из-за таёжных пожаров полёты отменяются. Тогда Николай уговорил пилотов показать ему на карте место пребывания учёных. Целую неделю он добирался туда пешком, перейдя два горных хребта, преодолев в общей сложности 200 км.
Потом познакомился с охотниками-промысловиками. С ними ходил на пушного зверя.
Увлечений было множество. И это помимо учёбы и работы. К призывному возрасту Николай успел получить несколько специальностей: водитель грузовика и гусеничных машин, токарь, сварщик.
Знания и навыки пригодились в армии. Службу проходил в Забайкалье. Попал на военный завод, где, кроме ремонтных работ, испытывали новую технику. Отличник боевой и политической подготовки стал замкомвзвода. Демобилизовался в звании младшего лейтенанта. Получил медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Из армии его ждала невеста. С ней они практически неразлучны с детского сада. Учились в одном классе и даже будущие профессии выбирали сообща.
– Наташа с детства горела желанием строить корабли, проявляла способности к точным наукам. Мне ближе всего была геология. И всё же решили, что она станет математиком. Сказал ей: будешь ездить за мной и учить наших детей, – улыбается Николай Васильевич.
Значительная часть его жизни связана с Якутской комплексной геофизической экспедицией по разведке нефти и газа. Переезжая с место на место, она часто меняла название. Николай проявил себя в совершенно разных качествах. Был машинистом бульдозера, на грузовиках доставлял вертолётное топливо, взрывчатку, обустраивал жилую базу как электрик, сантехник...
Успевал и учиться. Окончил с отличием Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, а затем Якутский госуниверситет по специальности «инженер-строитель ПГС».
В конце 70-х экспедиция обнаружила и подтвердила месторождение газа. Позднее в числе награждённых медалью «За заслуги в разведке недр» был и Николай Шадрин. Неоднократно он становился передовиком соцсоревнования. Успешно занимался общественной работой. Два срока председательствовал в групповом профсоюзном комитете. С этой деятельностью связана одна интересная история. В комитет обратились ветераны с просьбой обеспечить их жильём. Более 20 лет люди трудились в жесточайших северных условиях. Ледяной воздух, промёрзшая насквозь земля. Работа под открытым небом, жизнь во времянках. Мало было тех, кто хотел здесь доживать свой век, большинство стремились уехать. Николай Васильевич вспоминает:
– Прилетел в Москву. На выходные меня и ещё нескольких человек пригласил к себе на дачу один знакомый по Якутии. Воскресным утром к нему пришли соседи: «Слышали, к тебе северяне приехали. Может, спилят сосну?» А дерево было метров 30 в вышину и в два человеческих обхвата. Этим я, конечно, специально никогда не занимался, хотя в тайге мы прорубали просеки под бурение скважин. Да и механику знал. Вокруг собрались любопытные. Вбил колышек, и на него аккуратно дерево положил. Нескольким желающим спилил сосны поменьше... А в понедельник надел пиджак со всеми наградами, которые к тому времени были, и пришёл в Госплан СССР. Объясняю ситуацию. Но, как говорится, Москва слезам не верит. И тут завотделом кредитования спрашивает: «Молодой человек, где я могла вас видеть?» «Нигде, – отвечаю, – я же из Якутии». «Так это вы у нас сосну пилили?!» Сразу же помогла мне правильно оформить письмо, ушла с ним куда-то, через некоторое время вернулась. В результате наши ветераны заселились в многоквартирный дом в Витебске. Все были довольны.
К концу 80-х Николай Шадрин стал заместителем начальника, а после главным инженером Якутской опытно-методической экспедиции, осваивавшей новые способы разведки природных ресурсов. Позже работал по второй специальности. На совместном советско-австрийском строительстве клинико-диагностического центра в Якутске был руководителем с советской стороны. А по окончании общестроительных работ его сразу же пригласили на должность замначальника австрийской строительной компании «Polensky & Zoellner», там он отработал пять лет.
В 1995-м Щадрин приехал в Новосибирск как представитель Минздрава Республики Саха (Якутия) по Западной Сибири. Контактировал с клиникой Мешалкина, куда направляли на операцию якутских детей. Договаривался об оплате, условиях проживания родителей.
– Приезжали из улусов – якутских деревень, плохо знали русский. Случалось успокаивать матерей перед операцией, самому отвозить в аэропорт, – вспоминает Николай Васильевич.
В посёлке Огурцово, где живёт вот уже 20 лет, его знает чуть ли не каждый. Активист ТОСа и ветеранского движения, необычайно деятельный – результаты его стараний и, конечно, единомышленников, сподвижников ощутимы. Это и газификация частного сектора, и появление детской игровой площадки, и установка тумбы с «вечным огнём» на мемориале «Скорбящая мать» в п. Мичуринский, чествование юбиляров, культурно-просветительская работа с привлечением молодёжи. К 70-летию Великой Победы был снят фильм о ветеранах войны и труда. Сейчас Николай Шадрин участвует в подготовке печатного альманаха, посвящённого истории посёлка Огурцово.
Он – счастливый отец трёх дочерей и дедушка пяти внуков. Работает сейчас механиком на хлебобулочном производстве. А если кому-то из односельчан понадобится помощь мастера на все руки, знают – отказа не будет:
– Хочется служить примером для внуков. Добро добром и возвращается. А как иначе?
Ирина ЛЕВКОВСКАЯ
Комментарии