Жилищные права ветеранов
Жилищные права ветеранов
В соответствии с ч. 4 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Для ветерана или члена его семьи либо приобретается жилье, либо выплачивается единовременная денежная компенсация для его самостоятельного приобретения.
Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, на сегодняшний день обеспечены жилыми помещениями. Прокурорская проверка показала, что требования законодательства выполнены органом местного самоуправления в полном объеме.
Вместе с тем в ходе прокурорской проверки выявлены факты нарушения прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при постановке на учет.
Так, статьей 4 закона Новосибирской области «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» предусмотрен исчерпывающий и не подлежащий расширенному толкованию перечень документов, предоставляемых гражданином для постановки на учет как нуждающегося в жилье: заявление о принятии на учет по форме, утвержденной постановлением губернатора; выписка из домовой книги по месту жительства; копия финансового лицевого счета; справка территориального органа исполнительной власти, осуществляющего госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности по месту постоянного жительства членам семьи (предоставляется каждым дееспособным членом семьи). Гражданами, относящимися к иным категориям имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляются документы, подтверждающие это право.
Несмотря на это, встречаются случаи составления актов обследования жилых помещений ветеранов, что действующим законодательством не предусмотрено. На основании актов делается вывод, что фактически один или несколько членов семьи с ветераном не проживают, и, следовательно, он не нуждается в улучшении жилищных условий (учетная норма на одного человека в Новосибирске сегодня – 12 кв. м и менее). Например, вдове ветерана ВОВ было отказано в принятии на учет, так как после обследования помещения был сделан вывод, что правнук с ней не проживает, несмотря на его регистрацию по месту жительства.
Акт обследования не может подтвердить или опровергнуть факт проживания по определенному адресу. Юридически проживание гражданина подтверждается регистрацией по месту жительства – выпиской из домовой книги.
В соответствии с требованиями ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только если не предоставлены предусмотренные законом документы; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК срок (в случае умышленного ухудшения жилищных условий – 5 лет).
По результатам проверки прокуратура внесла представление в администрацию района об устранении нарушений жилищного законодательства.
А. Борисова, старший помощник прокурора
Комментарии