«Жар-Птица»: раздача перьев
«Жар-Птица»: раздача перьев
«Жар-Птица»:
раздача перьев
Фестивальная неделя детской мультипликации «Жар-Птица» пролетела мгновенно. Все флаги были в гости к нам – лагерь им. Олега Кошевого принял мультипликаторов из Ярославля, Казани, Перми, Челябинска, Новосибирска, Кемерова, Пензы и даже из Норильска. Гости рассказывали – каждый о своей студии – и, разумеется, показывали анимацию, результаты многих месяцев кропотливого труда. Каждый день весь лагерь собирался на просмотры и обсуждение мультиков. Затем детям и педагогам выдавались анкеты для голосования с вопросом: «Какой из просмотренных мультфильмов вы хотели бы посмотреть еще раз и почему?» Всем без исключения участникам присуждались дипломы лауреатов фестиваля. Впрочем, детей дипломы не слишком интересовали – большинство из них очень стеснялись собственной славы, а совсем крохотные лауреаты даже пытались удрать со сцены во время поздравления. Гораздо привлекательнее, особенно для маленьких женщин, выглядели бронзовые перья с янтарем – призы лауреатам.
В субботний полдень 25 сентября на закрытии фестиваля в Большом зале Дома ученых отобранные жюри мультфильмы были представлены широкому зрителю. Конечно, практически каждая студия имела право быть отмеченной, но в список пятнадцати «условно лучших» фильмов вошла примерно пятая часть всех привезенных студиями лент.
Жюри и организаторы проявили по-настоящему искренний интерес ко всем без исключения мультфильмам. «Прибыльное это дело – на чужой успех любоваться», – процитировал Леонид Носырев русского сказителя Бориса Шергина, по произведениям которого он снял многие из своих мультфильмов (самый известный – «Волшебное кольцо»). Конкуренции среди участников не было – этому способствовало все: разный возраст авторов, разная техника исполнения. Впрочем, даже в рамках одного анимационного стиля был четко заметен узнаваемый, сугубо студийный почерк: манера движения фигурок, текстовый и художественный жанр – от забавной бытовой зарисовки, детского стишка, песенки и сказки до национальной японской легенды о любви рыбака и русалки или псевдоисторических баталий. Одни педагоги считают правильным научить своих детей делать именно профессиональную мультипликацию с применением высокотехнологичной компьютерной графики. Другие предпочитают дать ребенку самовыразиться, не загоняя его в жесткие рамки творческого метода.
Впрочем, спор о том, что лучше – красиво или интересно, качественно или естественно – не имеет особого смысла. Объективную ценность представляет то, что нравится зрителю. Так, большинством голосов на показе в Доме ученых лучшим был выбран мультфильм, сделанный дошколятами студии «Поиск», «Сказочка сказочек» – яркое лоскутное одеяльце из Колобка, Рыбки, Репки, Бабки, Дедки и Курочки Рябы. Этот маленький шедевр получил также и «взрослый» диплом кинематографистов, лично от режиссера Леонида Носырева.
А на фестивальном просмотре вниманием мэтров были особо отмечены:
- студия «Перспектива» (Ярославль) с м/ф «Золотая удача», сделанным в стиле японских анимэ без компьютерной обработки – за четыре года работы в готовую картину сложилась искусная «ожившая» живопись масляной краской по стеклу;
- студия «Центр» (Челябинск) – два лаконичных и выразительных пластилиновых произведения «Свет» и «Эволюция»;
- студия «Старая мельница» (Новосибирск) с м/ф «Однажды ночью» – героями фильма стали обитатели мусорного ведра: грациозное танго двух банановых шкурок и их же скрипичный дуэт на пластиковых бутылках с партитурой из мятого фантика;
- творческая мастерская «Дом» – все объекты в м/ф «Чудесный гриб» полностью сделаны из раскрашенного поролона.
Многие участники достойны отдельного рассказа. Например, норильский «Экран» получил высокую оценку жюри и кинематографический диплом лично от главного редактора журнала «Искусство в школе» Александра Мелик-Пашаева за великолепный пластилиновый мультфильм «Чья армия сильней?». У руководителя студии «Экран» Александра Жохова из специального образования – только обучение токарному делу. Сын ударника соцтруда, режиссер школьного театра, ветеран войны в Афганистане, а позже – драматург, актер-сатирик, создатель одного из норильских телеканалов, последние годы он занимался режиссурой и монтажом. В студии «Экран», созданной Александром всего два года назад, занимаются уже взрослые 16-летние мальчишки. Не подрастающие таланты, а «обычные пацаны», дети проходных дворов. Может быть, поэтому ладные движения фигурок (одну только теорию анимации ребятам преподавали два года!), а также ироничный сюжет и нарочитая агрессивность видеоряда заметно выделяла эту работу на фоне светлого и наивного детского творчества.
Огромную роль сыграли, конечно же, главные гости, которые были и логическим, и энергетическим центром всего происходящего. Леонид Носырев говорил серьезно, увлеченно, глубоко. Президент фестиваля Сергей Серегин был массовиком-затейником, шоуменом и любимцем всех детей. Раздумчивый и мягкий Александр Мелик-Пашаев уверен, что ребенок, в отличие от взрослого, может все. И главное – дать ему шанс это «все» сделать, привести за руку в его же собственный мир.
Никогда еще мне не удавалось одновременно увидеть столько увлеченных людей, фанатично посвящающих себя Миру Детства. В последний день мэтры мультипликации тоже решили порадовать детей и показали им свои новые взрослые мультики! Участница фестиваля, педагог одной из новосибирских студий: «Мы провели целую неделю вместе – сто двадцать маленьких и больших детей, но нам все-таки остро не хватало общения. Просто не было времени – так плотно и живо была построена программа. Все попробовали себя в разных жанрах. Мы делали и раскрашивали поролоновых кукол, рисовали на компьютере, учились монтировать изображение и многое другое. Было безумно интересно».
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии