Из блокнота рекламиста
Из блокнота рекламиста
Из блокнота рекламиста Около 150 лет назад в США появились первые рекламные агентства. С их возникновением доступ к публикациям в газетах стал возможен для всех желающих. Отпала необходимость связываться с редакторами, журналистами каждой редакции в отдельности. Не нужно больше мучительно выдумывать тексты рекламных объявлений. Достаточно зайти в более-менее крупное агентство, и опытный копирайтер составит текст рекламы, литсотрудник поможет написать статью или информационное письмо, а штатный дизайнер-верстальщик изготовит картинку для рекламного объявления. В новой России рекламные агентства возникли повсеместно, обращение к ним стало привычным. Дать рекламу в газету теперь так же просто, как посетить парикмахерскую или химчистку.>>>
Около 150 лет назад в США появились первые рекламные агентства. С их возникновением доступ к публикациям в газетах стал возможен для всех желающих. Отпала необходимость связываться с редакторами, журналистами каждой редакции в отдельности. Не нужно больше мучительно выдумывать тексты рекламных объявлений. Достаточно зайти в более-менее крупное агентство, и опытный копирайтер составит текст рекламы, литсотрудник поможет написать статью или информационное письмо, а штатный дизайнер-верстальщик изготовит картинку для рекламного объявления. В новой России рекламные агентства возникли повсеместно, обращение к ним стало привычным. Дать рекламу в газету теперь так же просто, как посетить парикмахерскую или химчистку.
Любая профессия со временем обрастает своим фольклором. Рыбаки на отдыхе говорят о рыбе, женщины делятся рецептами. А рекламисты с журналистами, собравшись на корпоративную вечеринку, вспоминают забавные (и не очень) истории из своей работы.
По долгу службы я сотрудничаю с разными газетами. Понемногу из редакционных посиделок сложились такие записки.
НАРОДНАЯ «ЛЮБОВЬ»
Популярность крупных газет в народе так велика, что иногда провоцирует нездоровый ажиотаж и комичные ситуации.
Иду как-то по рынку. Вокруг – торговые ряды. Вдруг мой знакомый, да еще и рекламодатель, здоровается со мной и протягивает деньги:
– Некогда зайти дать объявление. Повтори мое, которое давал на прошлой неделе.
Сунул деньги и ушел, только его и видели.
Через пару шагов история повторяется, только уже с другим знакомым. И опять человек на виду у всех отсчитывает мне деньги и быстро исчезает.
По взглядам прохожих и продавцов понимаю, что меня явно приняли за рэкетира…
Или другой случай. Лето. Выходной. Мы, рекламисты газеты, отдыхаем в кафе на Красном проспекте. И вдруг через весь зал к нам бежит и кричит один из постоянных клиентов:
– «Навигатор», «Навигатор», примите объявление!
– Да мы же не на работе!
– Ну запишите, хоть на салфетке… Всегда забываю дать рекламу вовремя.
НАРОДНАЯ «НЕЛЮБОВЬ»
Нередко приходится слышать сетования, что реклама в газете дорого стоит. Пришел как-то мужчина, продиктовал объявление, а узнав цену, разразился бранью:
– Безобразие! Устроили здесь частную лавочку. Записали строчку и требуют 60 рублей!
Приходится объяснять таким клиентам, что над газетой трудятся десятки специалистов: редакторы, журналисты, корректоры, дизайнеры, верстальщики, операторы, менеджеры, бухгалтеры, печатники, грузчики, водители, разносчики и т.д. Что любое объявление, к примеру в «Навигаторе», выходит тиражом около 80 тыс. экземпляров.
«ОЧЕПАТКИ»
Одно из самых распространенных недоразумений в печатной рекламе – это опечатки или иногда, чего греха таить, просто грамматические ошибки. Редакторы всех газет борются с ними ежедневно. Но с не менее регулярной частотой и коварным упорством газетные ляпсусы появляются вновь и вновь. Вот некоторые образцы нерадивого словотворчества новосибирских газет: «отрыт новый отдел», «Минисретсво обороны», «улица Вахтаногова», «снимаю, порчу».
РЕКЛАМНЫЕ ИЗЫСКИ
Иногда для усиления эффекта рекламодатели придумывают тексты, демонстрирующие недюжинную фантазию. Эффект налицо: «трезвые грузчики», «две карамельки познакомятся со сникерсами, чупа-чупсов просим не беспокоить», «к вашим услугам «Раздолбай-сервис» (перепланировка помещений), «гадаю… и угадываю».
СОКРАЩЕНИЯ
В целях экономии рекламного бюджета тексты принято немного сокращать. Сейчас никто не удивится сообщениям типа: «1к.кв. Щ, Д, НЕ, Бер, хр, СП, разд., лич.», что означает: «Куплю 1-комнатную квартиру в микрорайонах «Щ», «Д», Нижней Ельцовке, Бердске, хрущевку или стандартной планировки с раздельным санузлом. Лично (агентствам не беспокоить)».
Но бывает, что, увлекшись экономией, авторы забывают о здравом смысле. И тогда появляются «шедевры»: «Медик леч. квалиф. массаж опл. умер.». Переводится на человеческий так: «Медик. Лечебный квалифицированный массаж. Оплата умеренная».
ПО ТЕЛЕФОНУ
Принимать объявления по телефону – задача неблагодарная. Мало того что можно, просто не расслышав, перепутать слова. Можно от недопонимания некоторой специфики составить такое сообщение, от которого после будешь долго оправдываться. Как-то, приняв по телефону объявление о продаже породистых котят, оператор набрал следующее: «Котята. Отец – полубрит. полуперс. Голубой экстремал». Посыпались звонки: «Так папаша у вас «голубой» или «экстремал»?», «А как это выглядит – полубритый полуперс?» Через неделю текст был выправлен, согласован с клиентом и гласил: «Котята. Отец – британский полуперсидский экстремал. Окрас голубой».
НЕДОРАЗУМЕНИЯ
У автора этих строк был такой случай: домашняя кошка Катя родила котят. Все как есть черные без единого белого пятнышка. Котята были такие игривые, что мы их так и звали – чертята.
Прошло два месяца. Чтобы поскорее избавиться от надоевшей кошачьей братии, я дал объявление: «Чертята. Мальчики и девочки. Очень шустрые. Отдам в добрые руки». Боже, кто только ни звонил мне в последующие четыре недели, чего я только ни выслушал! Но один звонок особенно запомнился.
Грубый голос в трубке:
– Ну что, мужик, плохи твои дела? Никак завязать не можешь?
– Не понял?!
– А зачем тогда чертей раздаешь?
Брак в работе оператора набора не столь разрушителен, как, скажем, ошибка авиадиспетчера, но все-таки случается. Конечно, нужно, чтобы газеты и журналы несли читателям только точную информацию. Но, к сожалению, что случилось – то случилось.
А вам, уважаемые читатели, доводилось встречать подобные «неправильности» в газетных публикациях? Будем благодарны, если вы нам сообщите о них.
Борис ДЫМОВ
Комментарии