И будет всё
И будет всё
«Будет всё» – это про детскую киностудию «Поиск». Потому что сказать, что «всё было» – нельзя, все еще продолжается. Сказать что «всё есть» – невозможно. А сказать, что «всё будет» – хочется. И детям, и родителям, и команде «Поиска».
Разговор с Петром Анофриковым, художественным руководителем студии, о будущем «Поиска» получился с сослагательным оттенком. При этом прошлое и настоящее вполне осязаемо, его можно увидеть, и не только на экране.
Если бы Анофриков водил экскурсии, прогулка по микрорайону «Щ» с ним была бы такой:
– Двор Иванова, 17 – здесь мы строили купательно-плескательный бассейн «Гаврик»… Привели реку в город. Это было целое лето, мы с мальчишками тогда приняли 80 кубометров бетона, сами его укладывали…
Лесная просека за военным училищем – тогда мы вывели на уборку леса младшие классы 190-й и 163-й школ, было 1750 человек, и когда голова колонны входила в лес, хвост выходил со двора 190-й школы. Лес вычистили так, что не только палок и сучьев – шишек не осталось…
Детский праздник «Лето золотое» – откликнулись все. Для судомоделистов подняли в бассейне уровень воды, для планеристов открыли ворота на стадион 61-й школы, пригласили КЮТ показать технику, что-то постоянно происходило на агитплощадке. В общей сложности участвовало более 10000 человек…
...Берем старый троллейбус и переделываем его в 40-местный кинотеатр. Что из этого вышло, Академгородок узнал в 1982 году (о том, как это было, можно прочитать в книге Петра Анофрикова «Клуб, кино и фантазия»).
Экскурсию по будущему проекту «Поиска» художественный руководитель тоже проводит, но пока виртуально:
– …Мы говорим о перспективах, а значит, говорим о новом, удобно расположенном здании. Клуб, как и церковь, имеет сферу влияния. Поясню на примере: человек построил на Алтае церковь, на острове посреди Катуни. Живописное место, она вписалась. Все прекрасно, за исключением одного. Вокруг людей нет. Почему они не ходят? А ходить станут тогда, когда она будет рядом. Дойти до нас можно за 15-20 минут. Дальше люди уже не пойдут, хотя стараются. Поэтому задача клуба (а «Поиск» – это клуб) – работать с микрорайоном. И опыт такой у нас есть.
Когда мы говорим о здании, то ожидаем, что оно будет соответствовать всем нормам работы с детьми. А они с каждым годом все выше. Любой детсад должен соответствовать нормам, иначе его не откроют. Детская киностудия – больше чем детский сад. Сейчас пошли на компромисс: частные детсады где угодно могут быть. Мы тоже можем так. Но где угодно нас не устроит.
Мы работаем с малышами, с ребятами постарше. Значит, должны быть условия, чтобы удобно было всем детям, и оборудование нужно такое, с которым могут работать дети. Мультстанок, звукоцех, съемочный павильон, костюмерная. Обязательно должен быть кинозал, мест на 120, летний театр.
Можно работать и на прилегающей территории. Парк или сквер – еще одна тема для клубной работы. Песочницы, горки, качели, место для костра. Я даже представляю, сколько сразу будет дел и суматохи вокруг места для костра: добыть и привезти дрова, следить за порядком, сделать так, чтобы он не мешал жителям.
Должно быть то, что объединяет людей. В моем представлении «Поиск» может стать досуговым центром для всех. Чем больше будет наша аудитория, тем больше появится возможностей и у детей, и у нас.
Конечно, кино проблем не решает, оно заостряет внимание на них. Уверен, что когда у подростков возникнет возможность делать что-то самим, тем более какой-то информационный продукт, они выйдут на фильмы о том, чего они хотят. И в этот момент начнется вторая жизнь «Поиска».
В апреле детская киностудия отмечает сорокалетие. Значит, не всё так плохо. Мы продолжаем творить даже в этих старых бараках.
Чем занимается «Поиск» в ожидании нового здания? Переезжает на временные площади, латает то, что еще можно залатать… И работает. Как всегда, круглые сутки, семь дней в неделю – дети снимают мультики, мы делаем фестиваль, участвуем в благотворительных акциях, ведем волонтерский проект в клинике имени Мешалкина, проводим стажировки, экскурсии, помогаем открываться новичкам.
В этом году запустили интернет-проект «Большая анимационная карта», где любая мультстудия страны и даже мира может оставить свои координаты. И белых пятен на ней не будет. Там есть студии, которые начинались со стажировки у нас. Опыт студийной работы тиражируется. Мы запустили 18 студий в сельских районах нашей области. Пять лет сотрудничаем с мультипликаторами в Ханты-Мансийске – там уже достаточно «наших». Покорили Кузбасс, Горный Алтай, Белоруссию, Красноярский край.
Фестиваль «Жар-птица», который мы проводим, тоже возник не случайно, а как альтернатива тому, что было. Детская мультипликация – не тот случай, где есть только два места: одно – для победителя, другое – для всех остальных. Мы сделали фестиваль, участники которого разъезжаются друзьями. Даже написали «Карманную книгу мультжюриста. Учебник неругачих обсуждений». Задали новый принцип и работы, и судейства. Десять лучших фильмов фестиваля отбирают сами руководители студий. Девиз фестиваля – «Прибыльное это дело для души – на чужой успех любоваться» (Б. Шергин).
А поскольку фестиваль не может существовать без участников, «Поиск» занимается и подготовкой кадров. У нас есть методические пособия, люди проходят стажировку, учатся не только делать мультфильмы, работать с детьми, но и выстраивать работу всей студии.
До сих пор помню рассказ моей преподавательницы Тамары Яковлевны Масловой. Она считала, что итальянский неореализм возник благодаря Муссолини, который любил кино, любил сниматься, у него сын был министром культуры. И они вложились, сделали киноцентр, собрали фильмы всех времен и народов, приобщили молодежь. Потом Муссолини не стало. А неореализм остался. Не сомневаюсь, что Сибирь еще скажет свое слово в мультипликации.
Кто в итоге делает детский мультик? Ребенок, взрослый, технология? Что надо сделать, чтобы появился фильм? Придумать замысел, написать сценарий, сделать раскадровку…
Когда мы работаем с детьми, ориентируемся на возраст и возможности этого возраста. И в три года, и в двенадцать ребенок делает самое главное – концепцию и изюминку мультика. Дальше, если автор мал, с материалом работает взрослый, когда ребенку двенадцать – он сам. Но без ребенка детского мультика не получится – это точно.
Почему дети пришли в мультипликацию? Потому что технология стала проще. Почему дети в мультипликации остались? Потому что только здесь даже самые маленькие могут создать оригинальное произведение, которое будет интересно широкой аудитории. В любом другом виде кино это невозможно. Беру наши фильмы, еду на встречу с детьми, показываю их с комментариями и задаю вопрос: будете делать такое кино? Ответ: да! Простота и доступность – крючок, который втягивает их в это дело....
Три самых больших достижения «Поиска»? Первое, самое большое, – кинотеатр «Старый троллейбус», с него все началось. Второе – за 20 лет нам удалось создать базу для работы в аналоговом формате. Эра пленочного кино кончилась, но нам это удалось. Третье – нас включили в список объектов, которые надо построить в Академгородке.
30 апреля в ДК «Юность» детская киностудия «Поиск» покажет лучшее, что было снято за все время работы студии. Состоятся творческие встречи с преподавателями, выпускниками.
Екатерина КУЗЬМИНЫХ
Комментарии
Дорогие друзья Детской киностудии «Поиск»!
30 апреля в 19.00 в ДМ «Юность»
ПРОЙДЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
посвященный 40-летию
Детской киностудии «Поиск»
Будем вспоминать дела, людей,
читать стихи и показывать фильмы
Вы увидите Академгородок
и что в нем происходило
в течение 40 лет
Оргкомитет