Город с нуля за семь лет
Город с нуля за семь лет
Город с нуля за семь лет
21 августа исполнится 60 лет с того дня, когда Государственная комиссия подписала Акт о приёмке в эксплуатацию первой очереди Новосибирского научного центра. Эту дату с полным законным и любым другим правом могут отмечать и строители, и учёные.
Все десятилетия существования Сибирского отделения АН и Советского района учёные и строители были тесно связаны друг с другом, являясь частями целого и звеньями одной цепи. В их сотрудничестве можно усмотреть даже своеобразный символизм: академики поручили строителям, только-только отметившим профессиональный праздник в августе 1957-го, возведение своего материального базиса и приняли объект в том же месяце семь лет спустя.
На неразрывную связь тех и других указывает и топонимика нашей малой родины: слились воедино проспекты Строителей и Науки (теперь – Академика Лаврентьева), одинаково значимы для строителей и учёных улица Героев Труда и бульвар Молодёжи. По данным статистики, в 1960-е годы средний возраст отделочников-крановщиков-такелажников и физиков-химиков-лириков варьировался от 21 до 28,5 лет. У них и молодость одна на двоих была!
Огромную роль в объединении интересов и движении в попутном направлении сыграл райком КПСС. Там равнозначно решали наболевшие вопросы сторон. Архивы сохранили документы, когда лаборант НИИ за дело критиковал одного из руководителей стройки, а бригадир монтажников выговаривал руководителю института из-за отсутствия нужной документации.
Сначала в одной, затем в соседних квартирах проживали биолог и столяр, математик и крановщик, дети которых ходили в одну группу детсада и вместе учились в школе.
Интеллектуалы и представители самой мирной профессии постоянно помогали друг другу и выручали в сложных ситуациях. Когда субподрядчиков нужда заставляла быстро выкопать траншею определённой глубины и вынутый грунт положить по-особому, на одну сторону, появлялся условный аспирант, производил вычисления, укладывал заряд и – будьте любезны, как заказывали! Нередко пресса рассказывала о вводе в строй на два месяца раньше срока «корпуса №3» или «полигона для исследований», а Президиум Сибирского отделения выносил распоряжение «…выделить в распоряжение «САС» 100 человек на один месяц для проведения неотложных работ по благоустройству и озеленению…».
Действующие и будущие научные кадры устраивали субботники и воскресники, где месили раствор, подносили материалы, не гнушаясь черновой работы и, утоляя любопытство штатных рабочих, рассказывали им простым и понятным языком о важности и нужности своего дела, о достижениях в своей отрасли, облегчающих и ускоряющих труд многих людей. Иногда общение заканчивалось так, как изложил в своей статье «Возле Новосибирска» корреспондент журнала «Знамя» Ю. Рытов. Вот краткий отрывок из №3 за 1959 год: «…Я разговорился с одним из рабочих. Василию Клюеву девятнадцать лет… учился на курсах штукатуров, потом строил… жилые дома в Смоленске и мечтал стать физиком. Узнав об организации нового центра науки, приехал сюда.
– А как же учёба? – задаю вопрос.
Клюев снимает рукавицу и показывает перепачканные чернилами пальцы.
– Здесь… будет университет. Объявлен приём на подготовительные курсы для нас. Я уже начал заниматься.
– Но ведь вузы имеются во многих других городах.
– Да, конечно. Но куда приятнее учиться в университете, построенном своими руками».
Не приходится говорить о массовости подобного явления, но его существование приходится признать.
Приятно стало жить в собственноручно построенных домах и всем причастным к движению МЖК. Для того чтобы получить заветный ордер, им пришлось поменять тихие лаборатории и кабинеты на шумные и дымные цеха домостроительного комбината, переквалифицироваться в формовщиков ЖБИ, арматурщиков, стропальщиков.
Как сложилась дальнейшая судьба Василия Клюева, остаётся только догадываться. Зато мы знаем о каменщике 5-го разряда Валерии Ермикове, который возводил первые жилые дома Городка на улице Обводной и здание школы №25. После по кирпичику сложил другую карьеру: геофак НГУ, защита кандидатской диссертации, звание старшего научного сотрудника и должность заместителя главного учёного секретаря всего Отделения.
Больших высот удалось достичь газоэлектросварщику высшей квалификации из Института гидродинамики Владимиру Ламину, когда он сменил род деятельности. Вооружившись уже другими «электродами и горелкой», смог «смастерить» для себя докторскую степень, на долгие годы возглавить институт и быть избранным в члены-корреспонденты АН.
А как вам биография Евгения Кибалова: прораб – старший прораб – начальник РСУ – доктор экономических наук – главный научный сотрудник ИЭиОПП СО РАН? В его послужном списке в качестве строителя всё жильё по нечётной стороне Морского проспекта. Впечатляет, не правда ли? Данный случай – ярчайший факт слияния теории с практикой, стопроцентный результат усилий целого коллектива. Это только малая часть примеров. Все в рамках одной публикации перечислить невозможно.
Теперь остановлюсь подробнее на том самом Акте ввода ННЦ в эксплуатацию (рассмотрим исключительно объекты научной инфраструктуры). Согласно ему «…построены здания и сооружения 14-ти НИИ и НГУ, … экспериментальный завод... Не завершены … ИЦиГ, часть вспомогательных сооружений институтов…». По поводу сдачи первой очереди Академгородка предписано «…Дальнейшее строительство… осуществлять по проектам и сметам на отдельные объекты… с учётом имеющихся проектных предложений…».
С той поры всё достроено, появились новые здания ИЛФ, КТИ ВТ, КТИ ПМ и других научных учреждений. Сейчас только в правобережной части района их более тридцати. Тут и очередь вторая, превышающая по объёму первую и переходящая в бесконечность. Расширяется университетский комплекс, анонсирован ещё один виварий, осваивают новые площадки ИЯФ и Технопарк.
Для строителей объекты науки всегда требовали повышенных компетенций, нестандартных решений и плотного взаимодействия с учёными на всех этапах. Будем надеяться на сохранение добрых традиций и дальнейшие совместные успехи.
Олег БОРОДИН, краевед
Фото предоставил В. Ермиков
Комментарии